Лидеры доверия: эксперты оценили, как в соцсетях относятся к губернаторам

Артур Парфенчиков вошел в число глав регионов, которым больше всего доверяют пользователи соцсетей. Рейтинг, составленный федеральными экспертами, первый такого рода. Особенно интересен и актуален он сейчас, в период пандемии, когда губернаторам приходится не только принимать непростые решения, но и объяснять их людям.

Артур Парфенчиков на форуме "Территория смыслов". Фото: страница главы Карелии во "ВКонтакте"

Федеральные эксперты изучили, как руководители субъектов Федерации выстраивают общение с жителями регионов в социальных сетях. И назвали губернаторов, которые являются лидерами доверия со стороны пользователей социальных медиа. В их числе — глава Карелии, занявший в списке 13-е место. Эксперты высоко оценили качество информационной политики Артура Парфенчикова в соцсетях и отклик, который информационная активность руководителя региона вызывает у пользователей.

«В центре нашего внимания — доверие к власти, ключевой показатель оценки эффективности работы губернаторов», — говорится в тексте исследования.

Как отмечают авторы исследования, «немало российских губернаторов работают в соцсетях в большей степени формально, полагаясь в основном на традиционные СМИ. Объективно сегодня от главы региона требуется быть не просто успешным управленцем, но и эффективным коммуникатором. От этого зависит его легитимность и, как следствие, политическая устойчивость».

Поэтому эксперты решили провести комплексный аудит и выяснить, как губернаторы работают с общественным мнением в социальных сетях и как это влияет на восприятие глав субъектов населением.

Кто и когда составлял рейтинг?

Полностью исследование называется «Рейтинг губернаторов по доверию аудитории социальных медиа». Его совместно подготовили две ведущие экспертные организации страны — Центр политического анализа и социальных исследований и Центр общественно-политических проектов.

Данные абсолютно свежие: комплексное исследование эксперты провели в октябре — ноябре 2021 года. Авторы рейтинга не скрывают, что их подвигла на это ситуация, связанная с пандемией. Они подчеркивают, что в коммуникациях между региональной властью и населением страны наблюдается кризис «по ряду ключевых вопросов социального самочувствия». Это касается мер по борьбе с распространением коронавируса, в том числе внедрения QR-кодов.

Эта ситуация, по мнению экспертов, ставит целый ряд вопросов, в том числе умеют ли губернаторы работать со сложными темами и напрямую общаться с недовольными гражданами в соцсетях.

Ставка на объективность

Для проведения исследования авторы разработали комплексную, ранее не применявшуюся методику.

«Ставка на объективные данные — это ключевое отличие рейтинга губернаторов от уже существующих, основа большинства которых — субъективные экспертные оценки», — пояснил на пресс-конференции в ТАСС директор Центра политического анализа и социальных исследований Павел Данилин.

Результаты: топ-20

Если говорить подробнее, то, во-первых, эксперты изучили персональные аккаунты всех глав регионов в социальных сетях («ВКонтакте», «Фейсбук», «Инстаграм», «Одноклассники»). Основной показатель — не количество подписчиков, а живой и незамедлительный отклик пользователей. Это репосты, лайки, комментарии. Расчет эксперты вели по специальной формуле, которая позволяет корректно сравнивать регионы с разной численностью населения.

«Мы изучили суммарное количество реакций (лайков, репостов) к суммарному количеству пользователей соцсетей», — сказал Павел Данилин.

В итоге определили топ-20 губернаторов, наиболее успешных в социальных медиа.

Скриншот с сайта spp-center.ru

Скриншот с сайта spp-center.ru

Кроме того, исследователи провели социологический онлайн-опрос жителей. Глава Карелии занял 12-е место в топ-20 глав субъектов РФ, работу которых земляки оценивают лучше всего.

Оценили эксперты и качество информационной политики глав регионов в социальных сетях. По этому показателю Артур Парфенчиков — на 11-м месте в двадцатке лучших. Авторы исследования обратили особое внимание, что губернаторы, вошедшие в топ-20, активно используют в том числе прямые линии с гражданами (включая прямые эфиры в социальных сетях). Это один из главных инструментов доверия к власти, отмечают эксперты.

 

Доверие, как уже было сказано, для экспертов стало основным критерием оценки эффективности губернаторов. Артур Парфенчиков вошел в топ-15.

Скриншот с сайта spp-center.ru

Скриншот с сайта spp-center.ru

Выводы: открытость дает плоды

Для Карелии результаты этого рейтинга важны и показательны. Когда Артур Парфенчиков возглавил республику, он стал первым руководителем региона, который начал лично, напрямую общаться с гражданами в соцсетях.

Тогда, несколько лет назад, это казалось в диковинку. Страница главы практически сразу же стала основной дискуссионной площадкой по всем вопросам. И сейчас остается пространством для бурных споров и обсуждений острых тем, собирая столько комментариев, сколько никогда и не снилось традиционным медиа. Из этих дискуссий нередко вырастают конкретные инициативы: например, по новым мерам поддержки предпринимателей или социальной помощи людям.

Привыкли люди и к тому, что главе региона можно запросто написать в «личку», и к прямым эфирам, и к оперативной, понятной подаче информации о работе и решениях власти. Словом, такой формат общения ожидаемо оказался востребованным.

Как отмечают эксперты, он важен не только для граждан, но и для самих губернаторов. Активность в социальных медиа позволяет главам регионов расширить масштаб обратной связи с жителями, напрямую получать информацию без лакирования действительности чиновниками, оперативно выявлять проблемы и решать их при своем непосредственном участии или личном контроле. Именно такие коммуникации сегодня — основа реального диалога общества и власти. Артур Парфенчиков активно пользуется этими возможностями, и открытость приносит свои плоды: доверие людей. Что и подтвердили независимые федеральные эксперты.