Культурный код «Кантеле»: прославленный коллектив работает над новой программой

Вот уже больше месяца в Доме Кантеле снова кипит жизнь. Артисты вернулись к репетициям: в год 100-летия Карелии готовят совершенно новую программу. А в мастерских для нее шьют костюмы – уникальные, созданные знаменитым художником и дизайнером Ириной Прониной. Этот несомненно интересный творческий процесс увидели корреспонденты «Республики».

Артистка оркестра ансамбля "Кантеле" Елена Анхимова. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

— Светимся, ребята, светимся! — хореограф Ирина Зоточкина репетирует с балетом номер для новой программы.

На наш неискушенный взгляд, особо уговаривать артистов светиться не надо. Позади период самоизоляции, когда пришлось отменить гастроли, концерты, совместные репетиции. Возвращение в привычный рабочий ритм и в стены родного Дома Кантеле для коллектива — настоящая радость.

Татьяна Папулова. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Татьяна Папулова. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

— Я в «Кантеле» уже 19 лет. Пришла сюда совсем молоденькая, росла вместе с ансамблем, вместе с ним росли мои дети. Это действительно мой дом. А новая программа — это новые эмоции, новые номера, новые костюмы. Мы с огромным энтузиазмом приступили к работе и очень хотим порадовать наших зрителей! — говорит солистка балета Татьяна Папулова.

В год юбилея Карелии у «Кантеле» был запланирован большой гастрольный тур практически по всем районам республики, выступления в Москве, Санкт-Петербурге, Финляндии.

Наталья Львова. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Наталья Львова. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

— Мы рассчитывали, что весь этот год проведем динамично, в гастрольных поездках, выступлениях. К сожалению, наши планы вынужденно пришлось перенести. Подчеркиваю, не отменить, а отложить на время. Очень надеемся, что, когда позволит эпидемиологическая ситуация, все задуманное мы выполним, — поясняет директор ансамбля Наталья Львова.

Сейчас главное то, что удалось вернуться к подготовке новой программы, посвященной 100-летию Карелии. Ее название пока не раскрывают, сохраняют интригу. Концепцию придумал режиссер Алексей Шалаев, к работе над программой привлекли известных художников, музыкантов, хореографов. Среди них Ирина Зоточкина. «Кантеле» для нее — тоже родной коллектив и родной дом, раньше она работала здесь главным балетмейстером, а сейчас живет и трудится в Москве, как эксперт входит в жюри различных конкурсов и фестивалей.

Ирина Зоточкина. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Ирина Зоточкина. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

— Наблюдая за многими коллективами, я вижу, что «Кантеле» сохраняет традиции, является очень самобытным ансамблем, который узнаваем, имеет свой почерк. Здесь работают люди, которые полностью погружены в национальную культуру, изучают ее, стараются найти уникальные, ранее неизвестные материалы. И на этой основе создаются очень интересные произведения, — отмечает Ирина Зоточкина.

Степан Гомулькин. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Степан Гомулькин. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

У артиста танцевальной группы Степана Гомулькина интерес к культуре Карелии — с детства. Он представитель одной из самых известных в республике творческих династий. Его прабабушка, Хельми Мальми, и бабушка, Виола Мальми, были знаменитыми актрисами и балетмейстерами.

Хельми Мальми — одна из первых балетмейстеров «Кантеле» и основателей национальной хореографии Карелии. Работала в штате ансамбля «Кантеле» с 1938 года.

Виола Мальми — организатор фольклорных коллективов в районах Карелии, руководитель фольклорно-этнографического ансамбля Karjala, в 1987-1988 годах — главный балетмейстер ансамбля «Кантеле», создатель фольклорного театра «Горница», автор книг по народной хореографии, праздничной и обрядовой культуре, режиссер многочисленных народных праздников и обрядовых представлений.

— Сохраняя традиции, «Кантеле» движется вперед, обогащает народную хореографию элементами классического балета и модерна, современным взглядом. В коллективе много молодежи, а она по-другому мыслит. И благодаря этому удается не только сохранять, но и продвигать национальную культуру, — добавляет Ирина Зоточкина.

Творчество в самоизоляции

В этом смысле очень показательной стала ситуация с самоизоляцией. Оказавшись в несвойственных для себя условиях, артисты быстро перестроились на работу в виртуальной среде: записывали и размещали в соцсетях ролики, запустили собственные онлайн-проекты #КантелеДома, #ТрансляцииКантеле и «Посиделки» Молодежной студии ансамбля.

Руководитель ансамбля кантелистов Анастасия Красильникова создала YouTube-канал: размещает музыкальные композиции, исполненные ею в самых живописных уголках Карелии. А руководитель оркестра Павел Шаматура принял участие и стал победителем в престижном конкурсе Eurovisionmediastar в Париже — конечно, он также проводился в режиме онлайн. Карельский музыкант представил на конкурсе композиции Клода Тома «Дитя Демона» и Андре Астьера «Буря», наградой за исполнение которых стал диплом первой степени.

— Наш коллектив воспринял эту ситуацию, как своеобразный вызов, возможность по-новому взглянуть на то, что мы делаем. И для нас стало приятной неожиданностью то, что мы не только не потеряли аудиторию — наоборот, ансамбль приобрел новых поклонников, — говорит Наталья Львова.

И, конечно, артисты продолжали репетировать. Так, для кого-то балетным залом стала собственная квартира, для кого-то — дача.

Оксана Смирнова. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Оксана Смирнова. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

— Мы проводили онлайн-трансляции, чтобы наши зрители видели: балет все время на подготовке, ребята занимались классическим станком, если не было возможности, не позволяли условия – другими элементами тренажа, растяжками, — рассказывает главный балетмейстер ансамбля Оксана Смирнова.

Но, конечно, совместные репетиции — это совсем другое, и артисты ждали их с нетерпением.

— Танец — это всегда сюжет. Сейчас, например, мы репетируем характерный танец нашего карельского края с элементами линейной, круговой кадрили. Это приглашение девушки: пойдешь ли танцевать со мной? И она отвечает согласием или отказом. Вся сюжетная линия просматривается в танце, — объясняет Оксана Смирнова.

Новая программа: Стангрит и Репников

Оркестр ансамбля «Кантеле» также работает над произведениями для новой программы.

Павел Шаматура. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Павел Шаматура. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

—  Как и все программы ансамбля, она очень разнообразная, разноплановая, разнохарактерная, в этом ее огромный плюс, — рассказывает Павел Шаматура.

В новой программе будут в том числе исполняться произведения известного композитора и музыканта Сергея Стангрита — недавно он вернулся к сотрудничеству с ансамблем. Еще одно триумфальное возвращение — скрипачки Татьяны Умняковой, которая с 1994 года была участником Myllärit, наверное, самой популярной в Карелии фолк-группы.

По словам Натальи Львовой, сейчас Татьяна Умнякова работает с «Кантеле» как приглашенный специалист: восстанавливает ансамбль старинных инструментов, индивидуально занимается по игре на йоухикко, подбирает и инструментует аутентичный репертуар.

Также в новой программе «Кантеле» будут звучать произведения композитора Альбина Репникова, который писал музыку для русских и карельских народных инструментов. Он ушел из жизни не так давно, в 2007 году.

— Я был с ним знаком, Альбин Леонидович обучал меня, как играть его самобытные творения. Сейчас я сделал инструментовку его произведения для оркестра «Кантеле», это очень интересная музыка, язык более классический, современный, — поясняет Павел Шаматура.

 

Новые номера репетирует и вокальная группа «Айно».

— Почти все произведения в программе — на национальных языках, — говорит солистка Татьяна Перонь.

С ансамблем связана вся ее творческая судьба, она начинала в хоре «Кантеле», который был расформирован в 1990-е годы. Но Татьяна Перонь осталась в коллективе, и сейчас она звезда группы «Айно». В этом году певица отметит юбилей, и в коллективе очень надеются, что ситуация с вынужденными ограничениями не помешает провести праздничный концерт.

Татьяна Перонь. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Татьяна Перонь. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова


Краски северных рассветов

Для новой программы в мастерской «Кантеле» шьют уникальную коллекцию сценических костюмов. Ее автор — известный художник Ирина Пронина. С ансамблем она много работала в предыдущие годы, по ее эскизам здесь шили и финские, и карельские, и авторские костюмы.

Новая коллекция — это культурологическая переработка национального костюма, поясняет художник. Традиционно финны, ингерманландцы, карелы использовали в одежде много красного, насыщенного синего, зеленого цветов.  Но для новой программы хотелось чего-то необычного, поэтому основная палитра — по-северному сдержанная, приглушенная.

Ирина Пронина. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Ирина Пронина. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

—  Когда я делала эти эскизы, то представляла наши северные рассветы, закаты, пусть не слишком яркие, но очень красивые. Цвет слабый бирюзовый, или лососевый, как рыбка в наших озерах, — рассказывает Ирина Пронина.

Тем не менее, в целом художественно-выразительный образ обещает быть ярким. Изюминка коллекции — вышивка. Костюмы артистов будут украшены узорами из белых, красных, золотистых, серебряных нитей. По эскизам Ирины Прониной над вышивкой работают мастерицы медвежьегорской фабрики «Карельские узоры». Это уникальное предприятие народных промыслов с многолетней историей. А обувь для артистов (пьексы, полупьексы — сапожки с загнутыми кверху заостренными носками) уже изготовили мастера из Санкт-Петербурга.


Словом, все детали продуманы до мелочей, чтобы сценические костюмы цветом, вышивкой, силуэтом передавали концепцию концертной программы. Ирина Пронина поясняет: наша задача — сохранить, вложить в новую коллекцию культурные коды, но привнести современное видение, ощущение национальной культуры, показать это в костюме. Традиции должны оставаться частью нашей жизни, а не только лишь этнографическими раритетами или музейными диковинками.

Долгожданная встреча

Одновременно с подготовкой к новой программе в «Кантеле» готовятся к Международному фестивалю профессиональных и государственных ансамблей финно-угорского мира «Легенды кантеле», приуроченному к 100-летию Карелии. Он намечен на 9-12 сентября. Ожидается участие коллективов из Коми, Марий Эл, Удмуртии, Мордовии и Пермского края, а также Эстонии и Финляндии.

— Финальным аккордом большого фольклорного праздника станет выступление «Кантеле» с номерами, специально подготовленными к фестивалю, выбранными из золотого фонда ансамбля и незаслуженно забытыми, хитами ансамбля, которые продемонстрируют всю силу и талант карельских артистов, — добавляет Наталья Львова.

Фестиваль пройдет в формате онлайн — к сожалению, из-за эпидемиологической обстановки нет возможности собрать в Карелии большое количество коллективов из других регионов и из-за границы.

Хотя, конечно, в «Кантеле» очень ждут встречи со зрителями «вживую», когда смогут представить новую программу на большой сцене Музыкального театра.

Пока с 15 августа возобновляются концерты в самом Доме Кантеле, в камерном, но очень уютном зале. А туристы и гости вновь смогут увидеть уникальные интерьеры старинного здания и мастерские, посмотреть, как делаются народные инструменты и пообщаться с мастером Александром Фроловым. На изготовленных им инструментах играет оркестр ансамбля. Работы Александра Фролова заказывают музыканты из разных уголков России, и даже Америки, Австралии, Японии.


Сейчас в мастерской народных инструментов идет переоснащение — уже появились новые сверлильный, ленточно-пильный станки. Проект реализуется на средства Президентского гранта совместно с благотворительным фондом «Открытые возможности». А по программе приграничного сотрудничества «Карелия» здесь в прошлом году стартовал другой проект, «Kantele-GO!», цель которого — популяризация карельского музыкального инструмента и продвижение этнической музыки.

Для гостей в Доме Кантеле подготовили новые экскурсии и мастер-классы, а еще планируется установка мемориальной доски в честь Виолы Мальми.

В планах «Кантеле» также укрепить кадровый резерв ансамбля: объявлен прием заявок в вокальную и танцевальную группы, оркестр кантелистов. Начались переговоры с руководителем  Мужского хора Карелии Алексеем Умновым о возрождении в составе ансамбля мужского вокального квартета. А в следующем году ансамбль, без которого уже невозможно представить нашу республику, отметит свой 85-летний юбилей. Хочется верить — с большими гастролями, концертами и аншлагами. Ведь зрители, пока лишенные возможности увидеть красочные и яркие выступления артистов на сцене, очень соскучились по встрече с любимым коллективом. И он ответит им взаимностью.