Костомукша: о планах развития самого молодого города Карелии

Долгожданный ремонт трассы от Кочкомы, развитие авиасообщения, поиски электроэнергии для роста промышленности — на ближайшие годы задач у властей горда горняков хватает. Успехи, проблемы и перспективы развития округа недавно обсудили на онлайн-совещании под руководством главы республики.

Костомукша, пожалуй, одна из самых благополучных территорий Карелии: город совсем молодой, там нет аварийного жилья, градообразующее предприятие — комбинат «Карельский окатыш» — является одним из самых крупных и стабильных в регионе. В 2019 году Костомукшу включили в список территорий опережающего социально-экономического развития, а в прошлом году она вошла в состав Арктической зоны России.

Отсюда — успехи в экономике и социальной сфере. Так, бюджет города в прошлом году исполнили с профицитом в 17,7 миллиона рублей, а за счет резидентов ТОСЭР открылись новые рабочие места. Город активно участвует в международных проектах в рамках приграничного сотрудничества Karelia, в программах по благоустройству поселений.

В 2020-м в Костомукше впервые за многие годы зафиксировали убыль населения, но всего на одного человека. Зато уровень миграции оказался в плюсе: за 10 месяцев года в Костомукшу приехал 181 человек.

Все эти сферы накануне обсудили на большом онлайн-заседании по социально-экономическому развитию Костомукши. В центре внимания оказались успехи городского округа и проблемы, требующие решения.

ТОСЭР и Арктика

В Костомукше параллельно действуют два режима, дающих определенные преференции представителям бизнеса. И оба уже успели привлечь первых предпринимателей. Так, резидентами ТОСЭР в округе стали семь компаний, готовых вложить в развитие своих производств порядка 290 миллионов рублей и дать работу 145 местным жителям. Только в 2020 году эти организации создали в Костомукше 39 рабочих мест и заплатили 4,5 миллиона налогов в бюджет.

Две организации получили статус резидентов Арктической зоны: одна фирма будет производить краски, другая собирается заниматься ремонтом и монтажом промышленных машин и оборудования. Оба проекта предусматривают 12 миллионов рублей инвестиций и создание 90 рабочих мест.

«Кроме того, еще два представителя бизнеса готовы стать резидентами Арктической зоны и уже готовят соответствующие пакеты документов», — рассказал и. о. главы Костомукши Сергей Новгородов.

Сергей Новгородов

Сергей Новгородов. Фото: vk.com/kostomuksha_okrug

Глава Карелии Артур Парфенчиков поинтересовался, как в дальнейшем будут сосуществовать два экономических режима: статус арктического резидента дает больше преимуществ, чем статус резидента ТОСЭР, и последний в конце концов может оказаться невостребованным.

«Есть понимание сегодня у Минэка, как эту ситуацию сделать наиболее полезной? Мы фактически уже сейчас ситуацию с ТОСЭР замораживаем <…> либо все-таки в статусе ТОСЭР есть окна, которые позволят нам этот статус использовать и в дальнейшем, дополняя им режим Арктической зоны?» — спросил руководитель региона.

Министр экономики Карелии Олег Ермолаев ответил, что этот вопрос требует регулирования на федеральном уровне. Сейчас в федеральном Минэке рассматривают разные варианты.

«Один из них — когда резиденты ТОСЭР продолжают свою деятельность, но новые резиденты не могут войти в перечень. Другой вариант, что эти два режима действуют параллельно. До конца не отрегулирован вопрос о том, как резидент ТОСЭР может стать резидентом Арктической зоны. Со своей стороны мы разъясняем преимущества и одного, и другого режима. И пока работаем с ними обоими», — отметил Ермолаев.

Электроэнергия для предпринимателей

По словам Олега Ермолаева, индекс промышленного производства в Костомукше за десять месяцев прошлого года составил 105,7% и показал рост по сравнению с тем же периодом 2019-го. Объем инвестиций по крупным и средним предприятиям составил 11,3 миллиарда рублей.

При этом более активному развитию мешает нехватка электроэнергии: по словам министра, этот фактор сдерживает развитие уже существующих субъектов бизнеса и ограничивает появление новых.

Власти уже рассматривали возможные варианты решения проблемы. Так, Сергей Новгородов в качестве выхода предложил строительство новой ТЭС мощностью 100 МВт либо создание третьей воздушной линии электропередачи от Кривопорожской ГЭС.

Олег Ермолаев отметил, что необходимые ресурсы есть и в самом городском округе, а именно на градообразующем предприятии.

«По имеющейся у нас информации, у «Карельского окатыша» не задействовано более 30 МВт, — сказал Олег Ермолаев. — И когда мы общались с Прионежской сетевой компанией, они сказали, что порядка 15 МВт свободной мощности удовлетворят те заявки бизнеса, которые есть. И это даже не потребует модернизации и реконструкции подстанций».

Костомукшский ГОК. Фото: Игорь Георгиевский

Костомукшский ГОК. Фото: Игорь Георгиевский

Артур Парфенчиков поручил рассмотреть данную проблему в комплексе и прежде всего определить, сколько именно мощностей и на каком напряжении не хватает костомукшским предприятиям. Следующий шаг — оценить, какова в целом потребность городского округа в электроэнергии: в ближайшее время там планируется реализация крупных проектов, связанных с дорожной, приграничной и социальной инфраструктурой, и новые объекты также нужно будет обеспечить электричеством.

Кроме того, необходимо уточнить дальнейшие планы самого «Карельского окатыша».

«Преимущество Арктической зоны в том, что под этот режим может попасть и крупнейшее монопредприятие. И если Костомукшский ГОК все-таки запланирует какое-то производство с учетом арктического статуса и с учетом перспективной экономики, есть ли смысл ему отдавать этот резерв электроэнергии?» — отметил глава региона.

С учетом всех вышеперечисленных факторов можно будет выработать оптимальное решение: задействовать мощности комбината либо начинать переговоры с Федеральной сетевой компанией о строительстве третьей линии от Кривопорожской ГЭС.

«Мы нашли самую болевую точку, потому что предприятия не могут работать без электроэнергии. Это проблема номер один, давайте ее решать», — подчеркнул Парфенчиков.

Транспортная инфраструктура

Один из масштабных инфраструктурных проектов ближайших лет — это, несомненно, дальнейшая реконструкция дороги Кочкома — Ледмозеро — Костомукша  — госграница. В народе часть этой трассы называют не дорогой, а направлением, настолько плох там асфальт. В 2019 году трассу передали в федеральную собственность, и специалисты Упрдор «Кола» практически сразу приступили к ремонту.

Автодорога Кочкома - госграница

Автодорога Кочкома — госграница

В прошлом году дорожники занимались устройством защитных слоев на участке от Ледмозера до города горняков. В этом году должны пройти экспертизу проекты капремонта двух участков — от нулевого до 25-го километра «Колы», а также 20-километрового участка от Костомукши в сторону границы. Работы по первому объекту, самому проблемному, планируют начать уже в этом году, финансирование по второму будут запрашивать в Росавтодоре на 2022-2023 годы, сообщил и. о. министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Дмитрий Кондрашин.

Обсуждали на совещании и вопросы железнодорожного сообщения. По словам Дмитрия Кондрашина, костомукшане часто спрашивают об увеличении количества поездов: с мая по сентябрь они курсируют всего три раза в неделю, а остальное время — два раза. При этом загрузка вагонов составляет менее 50%, что делает дополнительные рейсы нерентабельными для РЖД.

Артур Парфенчиков добавил, что в будущем этот вид транспорта может стать еще менее популярным из-за ремонта трассы: по хорошей дороге добраться от Костомукши до других населенных пунктов можно будет гораздо быстрее. Кроме того, появится возможность улучшить автобусное сообщение, пустить по маршруту новые комфортабельные машины.

Еще одним фактором станет авиасообщение, которое будет развиваться в Костомукше после реконструкции взлетной полосы: власти Карелии сейчас занимаются выделением земельного участка под эти цели.

Глава республики подчеркнул, что нужно дождаться претворения в жизнь всех этих планов, и уже после этого можно будет оценить реальную потребность костомукшан в дополнительных поездах.

«Первый этап — это автомобильная дорога с хорошим автобусным сообщением, это мы должны сделать уже к 2022 году. Дальше — развитие аэропорта, и после этого мы должны понять место железнодорожного транспорта в коммуникации», — сказал Парфенчиков.

Пресс-конференция Артура Парфенчикова 23 декабря 2019 года. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Артур Парфенчиков. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

При этом он отметил, что нельзя совсем отказываться от поездов: от этого вида транспорта зависят жители многих других населенных пунктов, расположенных вдоль железной дороги.

Социальная сфера

Школы Костомукши, как и вся городская инфраструктура, относительно молодые и не имеют таких серьезных проблем, как школы во многих других районах. Тем не менее в прошлом году власти Карелии направили в учреждения среднего образования города 7,5 миллиона рублей, больше половины из них пошли на ремонт пищеблоков и замену оборудования. Это было необходимо, чтобы выполнить поручение президента России и обеспечить всех младшеклассников бесплатной горячей едой.

Тем не менее школьные пищеблоки в Костомукше всё еще не вполне соответствуют современным стандартам, отметил министр образования Роман Голубев. Дело в том, что здания школ проектировали с учетом наличия специальной организации — комбината школьного питания.

«Школьные пищеблоки по объему и планировочным решениям не соответствуют требованиям. Поэтому мы приняли достаточно кардинальное решение и в этом году планируем подключить к системе школьного питания пищеблок Костомукшского колледжа, — сказал Роман Голубев. — Необходимо будет, конечно, вложение определенных средств в его ремонт и оборудование. Тем не менее это позволит привести в нормативное состояние систему организации школьного питания и позволит нам в полном объеме перейти на получение федеральной субсидии. Это задача на 2021 год».

Роман Голубев. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Роман Голубев. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Среди других планов министр назвал появление цифровой образовательной среды в школе № 2 им. Пушкина, лицее № 1 и Вокнаволокской средней школе. Эти учреждения получат новые компьютеры, лицензионные программы и оборудование для презентаций. Кроме того, в Пушкинской школе и лицее № 1 в 2021 году появятся «Точки роста» — центры образования цифрового и гуманитарного профилей.

Организации здравоохранения также ждет новое оборудование. Так, в этом году Межрайонная больница № 1 должна получить эндоскопическое оборудование, флюорографическую установку, видеоцистоскоп, функциональные кровати для стационаров и прочее — всего 47 единиц техники. Кроме того, автопарк учреждения пополнится восемью новыми машинами, а всего к 2025 году в учреждение поступит 19 машин, рассказала и. о. министра здравоохранения Карелии Ольга Руотцелайнен.

Ну и, конечно, штаты медучреждений продолжат пополнять специалистами. На сегодня в больнице Костомукши имеется 10 вакансий для врачей и 11 — для среднего медперсонала. Сотрудников привлекают разными способами. Так, по программе «Земский врач» в прошлом году в Костомукшу приехал участковый терапевт, а в этом году приедут еще один терапевт и педиатр. Кроме того, в феврале к работе приступит молодой специалист-целевик — участковый терапевт, недавно окончивший ПетрГУ.

Надо сказать, что сегодня в Петрозаводском университете по целевым направлениям от костомукшской больницы учатся еще 26 студентов-медиков. Штат местных медучреждений они пополнят в основном в 2023-2025 годах.