Шлют и не краснеют

Коммунальная фирма уже несколько лет вводит жителей Петрозаводска в заблуждение, выдавая рекламные листовки за официальные документы. Помогут ли штрафы заставить предпринимателей работать по-честному?

В распоряжении «Республики» оказался любопытный документ — ответ из карельского Управления Федеральной антимонопольной службы. Наши читатели отправляли официальный запрос в УФАС, чтобы ведомство проверило деятельность частной фирмы «Единая городская служба по учету водоснабжения». Горожане посчитали, что компания нарушает рекламное законодательство — и оказались правы.

По мнению заявителей, под видом официальных уведомлений эта контора распространяет свою рекламу о замене индивидуальных водосчетчиков. Мы неоднократно писали о «работе» этой и других схожих структур – они, к сожалению, многочисленны и, как показывает практика, взаимозаменяемы. Например, если получатель уведомления от «Единой городской службы по учету водоснабжения» позвонит по указанному в нем телефону, диспетчер ответит, что вы попали в «Городскую сервисную службу».

Рекламная листовка

Рекламная листовка. Фото: читатель ИА «Республика»

Вот их «фирменный» почерк. Рекламный листок озаглавливают как можно более официально: «Уведомление», «Извещение» и так далее. В тексте содержатся ссылки на статьи федеральных законов. Отдельно указывается, что граждане обязаны их соблюдать.

Наконец, самих в названиях этих частных фирм фигурируют словосочетания, которые фактически указывают на их государственную принадлежность – «единая служба» (единая для кого?), «городская служба» и так далее. Для сравнения: «Единая дежурно-диспетчерская служба», «Петрозаводская паспортная служба» — это всем известные муниципальные организации, и ассоциативный ряд выстраивается очень просто. Все это, понятно, сделано для того, чтобы вызвать доверие у граждан, чаще всего пенсионеров.

 

В УФАС Карелии собрали комиссию, которая выяснила, что за деятельностью «Единой городской службы по учету водоснабжения» и «Городской сервисной службы» стоит индивидуальный предприниматель Сенькин А.А. Официальный ответ содержит семь страниц, но главное содержится в одной фразе:

«Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую в виде листовок с информацией о проведении процедуры коллективной поверки индивидуальных приборов учета воды», — гласит документ.

Антимонопольщики выдали индивидуальному предпринимателю Сенькину предписание, в котором потребовали прекратить нарушать федеральный закон. В случае, если ложные «уведомления» продолжат распространять, предпринимателя ждут штрафы. Наконец, комиссия УФАС передала материалы проверки для возбуждения административного дела по части первой статьи 14.3 КоАП России. Размер санкций — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей. Отметим, что руководителя «Городской сервисной службы» гражданина Семенова УФАС республики уже штрафовало за недобросовестную конкуренцию. Сумма — около 12 тысяч рублей.

Насколько эффективны подобные меры? Точно такие же санкции в 2015 году в отношении «Городской сервисной службы» применили антимонопольщики Ульяновской области и некоторых других регионов страны. Проблемы возникали и с другими надзорными ведомствами. Так, одно время сотрудники ГСС не гнушались посылать персональные письма потенциальным клиентам и даже звонить им домой. Когда же прокуратура и Роскомнадзор, заинтересовавшись возможным незаконным использованием персональных данных, спросили у руководства ГСС, откуда у них адреса и номера телефонов граждан, директор «Городской сервисной службы», сослался на данные некоего сайта, зарегистрированного за рубежом.

Роскомнадзор проверил этот сайт, однако на его страницах содержались личные данные не всех петрозаводчан, кому звонили и писали сотрудники ГСС. Значит, частники считают возможным пытаться обмануть надзорные ведомства. Штраф от Роскомнадзора не заставил себя долго ждать.

Еще раньше «Городская сервисная служба» расклеивала листовки с недостоверными сведениями. В них говорилось, будто компания реализует на территории Карелии федеральную программу «Чистая вода» и предлагала приобрести у них установки по ее очистке. Сами представители компании от этих объявлений тогда отреклись, объявив их происками конкурентов. Правда, бизнесмены не решились поведать о том, сколько доверчивых жителей клюнуло на эту провокацию и все-таки заказало счетчики в ГСС.

Получается, что штрафы, размер которых для физических и должностных лиц составляет небольшие суммы, недобросовестных коммерсантов не пугают. И они и впредь будут заниматься прежним делом — вводить людей в заблуждение. «Республика» предупреждает жителей Петрозаводска: если вы обнаружите такое или схожее по содержанию объявление в своем почтовом ящике, помните: это не официальный документ, а реклама. Менять счетчики на условиях, изложенных в листке, вы не обязаны.