Кемь: власти обсудили будущее арктической столицы Карелии

Туризм — магистральное направление развития кемской земли. Достичь в этом успеха помогут федеральные программы по Арктике и Соловкам. Со своей стороны карельские власти развивают дорожную сеть, медицину, коммунальную инфраструктуру. Развитие Кеми местные жители и члены карельского правительства подробно обсудили на семичасовом совещании с главой. Главные моменты совещания — в материале «Республики».

Накануне власти республики подробно разбирали социально-экономическую ситуацию в Кемском районе на онлайн-совещании, которое длилось семь часов. В руководстве Карелии задумали провести такие встречи в соцсети по каждому муниципальному образованию региона. На прошлой неделе был Лоухский район, 21 января будет совещание по Калевальскому, а на следующий день власти подробно разберут возможные направления развития Костомукши.

Арктика и Соловки

Вместе с Беломорском Кемь сегодня — это карельские ворота на Соловки. Уникальному архипелагу федеральные власти в последнее время уделяют большое внимание. Создан фонд по сохранению и развитию Соловецкого архипелага, в который вошли и представители Карелии. Сейчас в Москве формируется концепция развития архангельского архипелага и соседних территорий. Есть возможность привлечь федеральные деньги на строительство и реконструкцию многих объектов. Карелия сформировала и отправила свой пакет заявок. Прежде всего речь идет о четырех проектах.

«Республика Карелия имеет непосредственное отношение к Соловецкому архипелагу. Это Кемский и Беломорский районы. Сейчас реализуются четыре проекта на территории Кемского района, — заявил на онлайн-совещании премьер-министр Александр Чепик. — Это строительство автостанции города Кемь, морского глубоководного грузопассажирского порта (с покупкой двух круизных судов ледового класса), строительство вертолетной площадки для нужд Кемской ЦРБ и строительство врачебной амбулатории в поселке Рабочеостровск. Все эти объекты в работе. По двум из них — о вертолетной площадке и врачебной амбулатории — ведется проектирование. Автостанцию в Кеми после поручения главы республики мы перенесли в проект реконструкции железнодорожного вокзала. По морскому порту мы сейчас находимся в суде с собственником этого объекта. На 26-е число назначено очередное заседание, на котором примут решение о выкупе этого объекта, появится механизм определения его стоимости».

Соловецкие острова. Фото предоставлено компанией “Клуб путешествий Михаила Кожухова”

Соловецкие острова. Фото предоставлено компанией “Клуб путешествий Михаила Кожухова”

«Что касается автобусной станции, да, мне представляется, что, так же как и в Беломорске, концепция единого железнодорожного и автобусного вокзала правильная. Нужно объединять пассажирские потоки. В Кеми в рамках реконструкции железнодорожного вокзала нужно предусмотреть терминал, кассы, площадка там есть. Самое главное, это будет удобно людям», — отметил глава Карелии Артур Парфенчиков.

Власти нашего региона хотят максимально использовать возможности сотрудничества с фондом по развитию Соловков. В перечень важных для республики работ вошли и другие объекты. Их перечислил премьер-министр Чепик:

  • сохранение и реставрация Успенского собора и его часовни на улице Вицупа в Кеми;
  • завершение реставрации Благовещенского собора;
  • строительство памятного мемориала кемского пересыльного пункта Соловецкого лагеря особого назначения в поселке Рабочеостровск;
  • обустройство места съемок фильма Павла Лунгина «Остров»;
  • капремонт рабочеостровского сельского Дома культуры вместе с библиотекой,
  • капремонт Центра культуры и спорта в Кеми;
  • воссоздание исторической части кемского острога,
  • строительство смотровой площадки на Лепострове;
  • развитие карельского музея Поморья, в том числе благоустройство Лепострова с восстановлением булыжного мощения.

 

Александр Чепик

Александр Чепик. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Есть туристические проекты в старинных кемских селах Панозеро и Гридино, ряд других предложений. По словам Чепика, в августе — сентябре 2021 года в федеральном центре планируют принять комплексную концепцию развития указанных территорий, а также строительства социальных объектов в нашей республике. Глава Карелии поручил не дожидаться принятия концепции, а провести в первом квартале этого года промежуточное совещание, может быть, с участием федеральных специалистов, чтобы понимать, какие карельские проекты в итоге войдут в концепцию и будут реализованы с участием денег фонда по сохранению и развитию Соловков, а какие придется делать за счет других источников.

Резиденты Арктики

Если соловецкий фонд власти Карелии видят в основном в качестве драйвера кемского туризма, то другая, более объемная федеральная программа помогает развивать другие отрасли экономики. Это Арктическая программа России. В частности, она призвана помочь начинающим и действующим предпринимателям развивать свое дело в нелегких условиях Русского Севера. Например, резидент Арктической зоны без залога сможет получить до 1,5 миллиона рублей под 3,25%, а при наличии залогового обеспечения — до пяти миллионов рублей под 2,125%.

В Арктическую зону вошли шесть карельских муниципальных образований: Беломорский, Лоухский, Кемский, Сегежский, Калевальский районы и Костомукшский городской округ. Это 38% всей территории нашего региона. Сегодня республика — среди лидеров по количеству арктических резидентов. По данным на 15 января, всего их 10. Часть относится к Кемскому району: это туристическая компания «Элит Профи» и «Арктическая Пуховая Компания Ру-Ис», которая специализируется на производстве гагачьего пера и пуха. Как на онлайн-совещании подчеркнул глава Карелии Артур Парфенчиков, обе федеральные программы — прекрасный шанс для развития экономики. Он поставил задачу увеличивать количество резидентов Арктической зоны в Кемском районе по 10 предприятий в год.

От Куусамо до Белого моря

Конечно, в республике не уповают только на помощь федеральных программ по развитию русской Арктики, власти нашего региона стараются использовать и другие механизмы развития территорий. Например, в дорожном строительстве. В прошлом году две дороги Кемского района поменяли собственника: подъездная трасса к Кеми от «Колы» стала федеральной, а 12-километровая дорога от райцентра до Рабочеостровска, фактически до будущего морского порта, перешла в региональную собственность. Это означает, что обе автодороги в ближайшее время приведут в порядок. Например, трассу между Кемью и поселком Рабочеостровск оснастят велосипедной дорожкой, пешеходными тротуарами и освещением. Вместе с федеральной автотрассой «Кола» — Кемь дорога до Рабочеостровска должна войти в транспортную инфраструктуру большого туристического кластера, включающего часть Финляндии, северо-запад Карелии и наше Беломорье.

«Дорогу Лоухи — Суоперя, которая будет федеральной, будут капитально ремонтировать — это важный маршрут прибывания иностранных туристов в район нашего Беломорья, — заявил на совещании глава Карелии. — Мы говорили нашим финским партнерам, что, кроме северо-западной части Карелии с Паанаярви, другими прекрасными местами мы можем предложить нашим туристам Белое море, Соловки и всё остальное. Включая, например, Успенский собор в Кеми. Я думаю, что это достаточно привлекательно. И задача привлекать не только финских туристов, а сделать совместный продукт для туристов из третьих стран. Чтобы турист из Европы прилетел, посмотрел парк рядом с Куусамо, потом парк «Паанаярви», потом съездил на Белое море».

 

Артур Парфенчиков. Фото: "Республика"/ Сергей Юдин

Артур Парфенчиков. Фото: «Республика»/ Сергей Юдин

При этом, по словам Артура Парфенчикова, развитие туризма — не самоцель для Кемского района, как и для любого другого района республики, а прежде всего — средство для улучшения качества жизни местного населения. Отметим, кстати, что дорогу Лоухи—Суоперя планируют передать в федеральную собственность с 1 июня 2021 года. Кроме того, в 2021 году дорожники должны полностью обновить асфальт на федеральной трассе от «Колы» до Кеми. Об этом на онлайн-совещании по развитию Кемского района заявил первый замминистра по дорожному хозяйству, транспорту и связи Карелии Дмитрий Кондрашин.

«На текущий год у Упрдор «Кола» следующие планы: за 2021-2022 годы разработать проектно-сметную документацию по капремонту на всем протяжении трассы. А в этом году они хотят сделать там слои износа, то есть, обновить асфальт на всем протяжении дороги, как раз он прослужит до капитального ремонта. Необходимые деньги они уже заказали в Росавтодоре», — отметил Дмитрий Кондрашин.

Напомним, автомобильная дорога «Подъезд к городу Кемь» стала федеральной с 1 июня 2020 года. Тогда же частью трассы Р-21 «Кола» сделали и подъезд к Беломорску. Протяженность подъезда к Кеми — 13 километров, к Беломорску — 35 километров.

Социальное развитие

Вторую половину совещания в соцсети руководители Карелии посвятили социальным вопросам. Некоторые из них откровенно сложные. Больше всего вопросов жители Кемского района задают по медицине. Например, в поселке Авнепорог закрыли аварийный фельдшерско-акушерский пункт. Услуги первичной медицины жителям обеспечивает фельдшер, который приезжает из соседнего Кривого Порога. Между поселками 5,5 километра. Между тем в Авнепороге живут порядка 150 человек, и по нормативам ФАП в поселке должен быть. На это внимание Минздрава Карелии обратил Артур Парфенчиков. Он поручил вернуть фельдшерско-акушерский пункт в Авнепорог до 2025 года. В крайнем случае, купить мобильный ФАП.

Критике со стороны главы Карелии подверглись планы Минздрава по закупке оборудования в Кемскую ЦРБ. Многие позиции собираются купить и поставить в больницу в 2023-2025 годах. Например, цифровую рентгеновскую установку. Между тем существующий в больнице рентген сделан еще в 1991 году. По словам главврача Кемской ЦРБ, который также участвовал в совещании, медтехники обращают внимание на то, что некоторые узлы этого аппарата уже не подлежат ремонту. Парфенчиков поручил Минздраву сдвинуть сроки поставки нового медоборудования в основную больницу Кемского района.

Новый цифровой рентгенкомплекс. Фото опубликовано на странице Артура Парфенчикова в соцсети "ВКонтакте"

Новый цифровой рентген-комплекс. Фото опубликовано на странице Артура Парфенчикова в соцсети «ВКонтакте»

 

Много говорили на онлайн-встрече о строительстве школы в Кеми. Учреждение на 1 200 учеников возводит подрядчик ООО «СтройГрупп». Планируемая дата официального открытия школы — 1 сентября 2022 года. К этому времени должны быть закончены не только все строительные работы, но и получены все необходимые лицензии и разрешительные документы, отметил на совещании министр образования Роман Голубев. Однако, по словам Артура Парфенчикова, из-за ошибок в проектировании завершение стройки в текущем году находится в зоне риска. Напомним, проектировщик не учел скальные породы, которые находятся на территории будущей школы, и при разработке котлована под фундамент строители наткнулись на горные породы. По утверждению подрядчика, работы всё равно находятся в графике, школу должны построить в текущем году. Кроме того, сейчас власти района и республики решают, что можно разместить в освобождающихся зданиях двух старых школ в Кеми — № 1 и № 2.

По следам аварии в Рабочеостровске

По развитию коммунального хозяйства в Кемском районе власти строят большие планы, которые нужно реализовывать как можно быстрее. Недавняя авария на рабочеостровском водопроводе показала, что ЖКХ на кемской земле находится не в лучшем виде. По словам главы регионального Минстроя Виктора Россыпнова, капитальных вложений требуют системы водоснабжения и канализации.

Так, сейчас разрабатывается проектно-сметная документация по строительству водопроводных очистных сооружений в городе Кемь. Подрядчик — ООО «Аквадрил», стоимость контракта — 10,2 миллиона рублей. Проект должен быть готов в 2021 году. Финансирование власти рассчитывают провести по программе «Чистая вода», которая входит в нацпроект «Экология».

Кроме того, в декабре 2020 года администрация района заключила муниципальный контракт на разработку проектной документации по строительству канализационных очистных сооружений в Кеми. Цена этого контракта — 16 миллионов, срок выполнения работ — до 1 ноября текущего года.

Расселить «аварийку» на 4 года раньше

Традиционно одной из центральных тем разговора властей республики с администрацией района стала программа расселения аварийного жилья. По словам основного докладчика, министра Россыпнова, районные власти работают хорошо.

«Всего в программе участвуют 27 многоквартирных домов (174 квартиры). Администрация района расселила уже больше половины, достаточно хороший темп. Остаются 74 квартиры до конца программы», — отметил Виктор Россыпнов.

По словам Артура Парфенчикова, действующую программу, в которую вошли дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года, республика обязалась завершить на два года раньше срока. Не в 2025-м, а в 2023 году. Более того, отметил он, есть районы, где программу расселения аварийного жилья можно закончить еще раньше. Например, в Лоухском районе всю «аварийку» по действующей программе должны расселить до конца текущего года, то есть на четыре года раньше установленного срока. Такую же задачу Парфенчиков поставил перед Минстроем и администрацией Кемского района.

Виктор Россыпнов. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Виктор Россыпнов. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

А вот следующий этап программы, в рамках которого нужно будет расселить аварийные дома, признанные таковыми после 1 января 2017 года, потребует от Карелии еще больше усилий, подчеркнул глава Карелии. Уже сейчас общая площадь таких зданий в республике приближается к миллиону квадратных метров. В этом направлении активно поработали и власти Кемского района. Если по действующей программе они признали аварийными 27 домов, то в следующую войдут уже 200 многоквартирных жилых зданий — почти в 10 раз больше.

В заключение встречи со своим докладом выступил глава администрации Кемского района Дмитрий Петров. Он попросил республиканские власти обратить особое внимание на пополнение местного бюджета. Прежде всего, отметил Петров, это касается стоимости аренды земель, занятых под строительство Белопорожских ГЭС. По его словам, сейчас за аренду кемских земель эти крупнейшие в районе промышленные предприятия платят 30 тысяч рублей в год, что непозволительно мало. Глава Карелии поручил Министерству имущественных и земельных отношений поработать с этим вопросом, постараться увеличить эту сумму хотя бы в 10 раз.

Строительство Белопорожских ГЭС — один из ключевых проектов в рамках подготовки к 100-летию Карелии. Общая сумма инвестиций — почти 12 миллиардов рублей. Суммарная мощность гидроэлектростанций — 49,8 МВт.

Ввод ГЭС в эксплуатацию снизит дефицит энергетических мощностей в республике, повысит надежность электроснабжения жителей и предприятий Карелии.

 

Белопорожские ГЭС. Фото:Страница Артура Парфенчикова

Белопорожские ГЭС. Фото:Страница Артура Парфенчикова