Карельские выпускники с ограничениями здоровья могут получить специальности в Пензе и Всеволожске

Для людей с инвалидностью разработаны специальные программы и условия проживания.

Выпускники карельских школ-интернатов с ограничениями здоровья могут получить профессии в учебных заведениях Пензы и Всеволожска. Для людей с инвалидностью там созданы специальные условия проживания и обучения, в частности, для слабослышащих и глухих детей работает преподаватель-сурдопереводчик.

Мультицентр социальной и трудовой интеграции во Всеволожске занимается не только обучением, но и помогает в трудоустройстве людей с ОВЗ в Ленинградской области. Ксения Ваховская, начальник отдела по взаимодействию с работодателями и трудоустройству, рассказала, что карельские выпускники не первый год приезжают к ним в центр и получают профессии. Но трудоустройством в Карелии мультицентр не занимается, госзаказ у них только по Ленинградской области.

Ксения Ваховская участвовала в конференции онлайн. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Ксения Ваховская участвовала в конференции онлайн. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

 

«Мы занимаемся подготовкой ребят с инвалидностью по востребованным профессиям. У нас довольно успешно работает модель сопровождаемого трудоустройства, мы тесно работаем с крупными предприятиями Ленинградской области и практикуем такую форму договоров — целевая подготовка. Мы получаем вакансию от работодателя, заключаем договор на безвозмездной основе и готовим работника. Обучаем с людей с разными нозологиями: в основном это ментальные нарушения, слабовидящие, глухие и слабослышащие. Не работаем пока с тотально слепыми», — рассказала Ксения Ваховская.

В сопровождение при трудоустройстве входит даже разработка маршрута до рабочего места и обсуждение всех вопросов с работодателями, в том числе и зарплаты. Как показывает многолетний опыт работы мультицентра во Всеволожске, который каждый понедельник получает список вакансий от местного Центра занятости, самые востребованные профессии для их студентов — уборщик, кухонный рабочий, мойщик посуды, а также рабочие по уходу за животными, так как в Ленинградской области много фермерских хозяйств.

Встреча в "Гармонии". Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Встреча в «Гармонии». Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

 

Обучение рабочим профессиям рассчитано на полгода. Студенты проживают в этом же корпусе, где и учатся, их обеспечивают бесплатным питанием.

В Пензе для студентов с инвалидностью открыты группы в нескольких колледжах, в том числе в медицинском и многопрофильном, где могут обучаться инвалиды-колясочники и люди с нарушением слуха. Две выпускницы школы № 25 в Петрозаводске стали студентами медицинского колледжа. С ними работают преподаватель и синхронный сурдопереводчик.  При этом в  петрозаводской школе № 25 нет предпрофессиональной подготовки детей с инвалидностью. Они учатся по общеобразовательной программе. А вот в школе-интернате № 23 разработано несколько модулей по профориентации.

Наталья Крюкова. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Наталья Крюкова. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

 

«Мы не даем профессиональной подготовки, но знакомим с профессиями. Например, даем основы массажа и основы социальной работы. Также у нас есть модуль: рабочий по комплексному обслуживанию зданий, дворник, цветовод, уборщик офисных и служебных помещений, помощник воспитателя. Ученики проходят подготовку по классу фортепиано и аккордеона. Отмечу, что у нас не музыкальная школа, но некоторые выпускники поступали потом в музыкальное училище в Курске. Ребята могут попробовать и понять, нравится ли им это, будут ли они связывать свою жизнь с массажем, музыкой или чем-то другим, школа предоставляет такую возможность», — рассказала Наталья Крюкова, заведующий по коррекционной работе, педагог-психолог.

Выступления воспитанников школы-интерната №23. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Выступления воспитанников школы-интерната № 23. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Школа № 23 получила финансовую поддержку по программе «Современная школа» национального проекта «Образование» и открыла новые направления профориентации: обувное дело и изготовление ключей.

Встреча, на которой обсуждали возможности обучения выпускников коррекционных школ, проходила в центре «Гармония», который занимается социально-трудовой реабилитацией инвалидов. Учредитель центра Олег Черепанов, инвалид по зрению, рассказал также о недостатках программы самозанятости для людей с инвалидностью.

«Самозанятые могут получить государственную субсидию в размере 250 тысяч рублей на развитие своего дела. Но самозанятые инвалиды автоматически вылетают из списка получателей такой господдержки. И знаете, почему? Субсидия выдается только тем, чей доход не превышает 15 тысяч рублей в месяц, но у инвалидов 1-й группы пенсия составляет 18-20 тысяч рублей. Значит, они не могут участвовать в этой программе,» — рассказал Олег Черепанов.

Олег Черепанов. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Олег Черепанов. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

 

Руководитель «Гармонии» предложил представителям Управления труда и занятости Карелии, специалистам Корпорации развития республики инициировать обращение по этому поводу к главе Карелии и в дальнейшем внести изменения в правила получения субсидий на развитие своего бизнеса, а значит, трудоустройства людей с инвалидностью.