«Карелия без мусора»: сельские жители сдали на переработку полторы тонны вторсырья

Почти полторы тонны вторсырья собрало «Экотакси» за один рейс в Пряжинский район. Активисты проекта «Карелия без мусора» заехали в Ведлозеро, Юргилицу, Пряжу и Матросы и теперь говорят с уверенностью: сельские жители республики готовы сортировать отходы и сдавать их в переработку.

Вторсырье. Фото: Михаил Гусаков

Вторсырье. Фото: Михаил Гусаков

Макулатура, пластик, пленка, стекло и металл — всё, что собирает «Экотакси» у петрозаводчан, теперь смогли сдать и активные жители села: Ведлозера, Юргилицы, Пряжи и Матросов.

За первый пробный рейс почти полторы тонны вторсырья отправилось на переработку. В акции поучаствовали более 50 жителей карельских районов.

Пластик. Фото: "Республика" / Марина Бедорфас

Пластик. Фото: «Республика» / Марина Бедорфас

Мусор — это ресурс

«Я принесла пластик, который подлежит переработке. Я за то, чтобы меньше было грязи на планете, чтобы мы дышали чистым воздухом, чтобы меньше было свалок. Я не готовилась специально к этому рейсу, просто складываю дома пластик. В прошлом году приезжал автомобиль за вторсырьем, мы сдали пластик, стали дальше собирать. Также мы сортируем батарейки и ртутные лампы», — рассказала «Республике» местная жительница Пряжи Наталья.

К первому рейсу в Пряжинский район активисты «Экотакси», руководитель движения «Экодвор» Михаил Гусаков и участники проекта «Карелия без мусора» готовились два месяца. За это время волонтеры создали группу в соцсетях, налаживали контакты, печатали и развозили листовки, чтобы оповестить жителей.

Михаил Гусаков. Фото: "Республика" / Марина Бедорфас

Михаил Гусаков. Фото: «Республика» / Марина Бедорфас

«И рейс удался! К машине «Экотакси»  пришли 50 человек, которые сдали вторсырье. К слову, больше 600 килограммов макулатуры сдала одна только Матросская школа. Я считаю это большим успехом», — рассказал «Республике» Михаил Гусаков, координатор движения «Экодвор» в Карелии.

Собранное вторсырье отвезли на склад компании «Калипсо», там оно пройдет дополнительную сортировку, а затем его отправят в переработку.

«Вторсырье подлежит дополнительной сортировке, поскольку только макулатуры насчитывается 11 видов. Все разделяется по фракциям, прессуется в брикеты по 300-400 килограммов и вывозится на перерабатывающие предприятия. Стекло, к примеру, отвозим в Вологду, макулатуру и пластик — в Питер», — уточнил Михаил Гусаков.

Экотакси

Рейс «Экотакси» в Пряжинский район стал возможен благодаря проекту «Карелия без мусора», который реализуется в рамках программы приграничного сотрудничества «Карелия — Финляндия». Началась работа в Ведлозере, поскольку там постоянно переполняются стационарные контейнеры, мусор разлетается по поселку, также его растаскивают животные и птицы.

Контейнерная площадка. Фото: Михаил Гусаков

Контейнерная площадка. Фото: Михаил Гусаков

«Этот рейс в район как раз финансируется в рамках проекта «Карелия без мусора». Самим нам было бы не осилить: оплатить бензин, аренду машины и работу водителя. Вторсырье стоит недорого, за счет сбора топливо не окупить. Например, 1 килограмм картона стоит 2-3 рубля, а килограмм стекла — вообще 10 копеек», — продолжает Михаил Гусаков.

В Ведлозере экоактивисты проехали девять адресов. Местные жители принесли много вторсырья и обещали дальше сортировать и привлекать к этому делу своих соседей.

Михаил Гусаков. Координатор проекта "Экодвор" в Карелии. Фото: "Республика" / Марина Бедорфас

Михаил Гусаков, координатор проекта «Экодвор» в Карелии. Фото: «Республика» / Марина Бедорфас

«Сейчас мы думаем, как нам наладить здесь регулярные рейсы, с кем сотрудничать, чтобы помочь сельчанам сдавать вторсырье. Возможно, нам удастся договориться с местным бизнесом. Водители, которые едут за товарами или продуктами в Петрозаводск, могли бы забирать мешки с вторсырьем и завозить их в «Калипсо». Это, конечно, заметно сократило бы наши расходы, поскольку господдержки у нас все еще нет. И всё, что мы делаем, — за счет активистов, волонтеров, неравнодушного бизнеса и партнеров», — рассказал руководитель движения «Экодвор» в Карелии.

Несмотря на то, что участником проекта стало село Ведлозеро, жители Юргилицы принесли больше всех сырья для «Экотакси». Изначально, признаются организаторы рейса, планировали собрать хотя бы полмашины, но набралась целая.

«По проекту сейчас в Ведлозере установят новую контейнерную площадку, и жители, конечно, хотят контейнер для раздельного сбора отходов. Раздельный сбор может уменьшить количество отходов, которые идут на свалку на 50 процентов, если грамотно к этому подходить, — уточняет активист. — И также вторсырье — это ресурс, который сокращает потребление новых материалов. Например, чтобы произвести тонну стекла, нужно добыть 900 килограммов песка, для этого вырубают лес, ищут карьеры. Зачем, если можно переработать старое стекло. Можно экономить и беречь природу».

 

В Пряже активисты фонда «Мельница» собирают вторсырье у населения, агитируют местных жителей и учат раздельному сбору отходов. Что-то сами отвозят в Петрозаводск и сдают в переработку. Так что к рейсу «Экотакси» они были готовы.

«Вот так привлекаем внимание и надеемся, что власти профинансируют многокомпонентный сбор мусора. Спрос на бережливое отношение к природе, к ресурсам у населения есть, нет лишь инфраструктуры», —продолжает Михаил Гусаков.

В Матросах «Экотакси» сделало несколько остановок, как и в Пряже. Местная жительница Ольга Мошкина разделяет отходы и сама вывозит часть в Петрозаводск. Признается, что сдающих вторсырье было бы в Матросах гораздо больше, если рейс будет регулярным.

Ольга Мошкина, жительница поселка Матросы. Фото: "Республика" / Марина Бедорфас

Ольга Мошкина, жительница поселка Матросы. Фото: «Республика» / Марина Бедорфас

«Я принесла пластик, крышечки для того, чтобы не загрязнять природу. Приходилось копить эти отходы дома и помыть перед сдачей в переработку. Так много валяется на улицах мусора, в лесу, так много свалок, я всегда стараюсь убирать, хочется, чтобы поселок стал чище», — поделилась сельчанка.

Wasteless Karelia

Проект «Карелия без мусора» реализуется в рамках программы приграничного сотрудничества «Карелия», которая финансируется Европейским союзом, Финляндией и Россией. Менеджер проекта Глеб Яровой несколько лет назад переехал из Карелии в Финляндию и не понаслышке знает о ситуации с мусором в республике.

Глеб Яровой. Фото из личного архива

Глеб Яровой. Фото из личного архива

 

«В рамках проекта мы работаем в ряде мест в Карелии и приграничных районах Финляндии, чтобы просто стало чище. В Карелии мы выбрали три населенных пункта: Ведлозеро, Найстенъярви и Толвуя. Они были выбраны случайным образом, никаких специальных исследований мы не проводили. Эти поселки примерно одинаковы по числу жителей — порядка 1 000 человек — и находятся в разных районах республики», — рассказал Яровой.

Экоактивисты решили проверить, что за три года можно сделать в плане раздельного сбора отходов, будет ли отклик от местного населения, которое не привыкло и не умеет сортировать отходы.

«А начинаем мы с самого простого и главного: в этих поселках должны появиться новые контейнерные площадки, чтобы мусор собирался в специальном месте, приезжала машина, забирала его и вывозила не в ближайший лес, а на санкционированную свалку. Сейчас в России началась мусорная реформа, и мы со своими скромными средствами присоединяемся к ней. Мы видим, что ситуация начинает меняться. Люди должны понимать, что мусор — это ресурс, что его можно сдать в переработку», — объяснил менеджер проекта «Карелия без мусора».

В условиях пандемии коронавируса подготовка рейса и информирование жителей идут не в полном объеме, но останавливаться активисты не собираются. Работают в соответствии с девизом своего проекта: «Мысли глобально, действуй локально!»

Вторсырье. Рейс "Экотакси" В Пряжинский район. Фото: "Республика" / Марина Бедорфас

Вторсырье. Рейс «Экотакси» в Пряжинский район. Фото: «Республика» / Марина Бедорфас