Историк Надежда Басова: “Карельские святые — это духовные символы разных этапов истории Карелии”

Надежда Басова, главный архивист отдела использования и публикации документов Национального архива Республики Карелия объясняет, почему карельские святые — это символ Карели.

3 июня в День карельские святых вышел очередной выпуск проекта “100 символов Карелии”. Он посвящен карельским святым — людям, которые подвигом своей жизни ставят нашу республику в один ряд с мировыми православными святынями.

Надежда Басова. Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

Надежда Басова. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Как символ нашей республики карельских святых представила историк Надежда Басова:

Карельских святых как духовный символ Карелии представляет историк Надежда Басова:
— Сегодня редкий туристический маршрут по Карелии обходится без посещения монастырей — Валаамского, Важеозерского, Сяндемского и многих других. Знаменитый Александро-Свирский монастырь тоже находился на территории Олонецкой губернии до ее упразднения в 1922 году.

До 1917 года в эти монастыри, несмотря на удаленность некоторых из них, традиционно шли паломники. Благодаря монашескому подвижничеству сохранялся духовный авторитет обителей, они оказывали мощное влияние на все сферы общественной жизни: культуру, политику, экономику. Иноки, уходя в леса ради безмолвия и молитвы, невольно становились центром притяжения для других подвижников, селившихся рядом с ними. Так возникали небольшие пустыни или монастыри, около которых впоследствии возникали деревни и села. Почитание святых в народе всегда было связано не только с тем, что к ним обращались за помощью в болезнях, скорбях и житейских нуждах. Их судьбы стали образцом благочестия, подвижничества и милосердия и знакомство с ними, чтение житий издавна было одним из любимых чтений в России.

Каждая обитель имела своего основателя, имена их известны — Александр Свирский, Александр Ошевенский, Макарий Высокоезерский, Кирилл Челмогорский. Среди них были выходцы из Новгорода — Сергий Валаамский, Иона Клименецкий, из Пскова — Корнилий Палеостровский и даже из «славного Рима града» — Лазарь Муромский (не Мурманский, как его часто ошибочно именуют).

В каждый период истории существуют личности, которые являются носителями и выразителями лучших идей и стремлений своего времени, к их голосу прислушиваются современники, они становятся духовным авторитетом в обществе. У нас, в Карелии, есть подвижники, чьи имена вошли в ее историю и стали духовными символами разных этапов этой истории.

Полную версию выпуска проекта «100 символов Карелии», посвященного карельским святым читайте на “Республике” .

"Собор Карельских святых", кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского, Петрозаводск. Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

«Собор Карельских святых», кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского, Петрозаводск. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Напомним, проект «100 символов Карелии» стартовал в марте 2019 года, Редакция уже получила сотни откликов читателей. Люди присылают свои идеи символов Карелии, на их основе верстается план редакционной работы на год. В течение этого года на сайте «Республика», в газете “Карелия” и на телеканале «Сампо ТВ 360» выйдут 100 репортажей о ста символах республики. Итогом этой работы станет книга.
Сбор предложений и идей от читателей продолжается в группе «Республики».