Инструкция: куда деть мусор, который нельзя бросать в контейнер

Старая мебель, автомобильные шины, ламинат, батарейки, шприцы — всё это в России принято выбрасывать вместе с обычным мусором. На свалки отправляются отходы, которых там быть не должно. Страдает, как всегда, природа. Выясняем, как с таким мусором нужно поступать на самом деле .

Фото: Pixabay.com

Фото: Pixabay.com

1 января в России стартовала мусорная реформа – масштабный переход к новой системе обращения с отходами. В этот день во всех регионах страны начали действовать единые операторы, отвечающие за работу с большей частью мусора на территории конкретного субъекта федерации (Карелия оказалась в числе пилотных регионов, где такой оператор приступил к работе 1 мая 2018 года).

Главная цель реформы – навести порядок в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и повысить экономическую эффективность отрасли. Для этого власти хотят в разы увеличить долю мусора, уходящего на переработку или используемого для выработки энергии. Это предполагает внедрение раздельного сбора, сортировки отходов на разные фракции и их последующей переработки на заводах.

С основной частью мусора всё понятно: для органики, картона и бумаги, пластика, стекла со временем появятся отдельные контейнеры, что позволит без лишней задержки отправлять их на переработку. Но есть виды отходов, которые нельзя просто выбросить в бак: они либо опасны, либо не помещаются в стандартные накопители. «Республика» рассказывает, что делать с таким мусором.


В России отходы делятся на пять классов опасности.

К первому классу относятся «чрезвычайно опасные отходы», способные необратимо нарушить экологическую систему. Ко второму классу – «высокоопасные отходы» (экологическая система сильно нарушена, на восстановление требуется не менее 30 лет). Отходы третьего класса наносят средний вред окружающей среде, восстановление занимает не меньше 10 лет.

К четвертому классу относятся малоопасные отходы, на восстановление от их вреда нужно как минимум три года. Пятый класс – практически неопасный мусор, не нарушающий экологическую систему.

Крупногабаритные отходы

Контейнер для крупногабаритного мусора в США. Фото: Pixabay.com

Контейнер для крупногабаритного мусора в США. Фото: Pixabay.com

Крупногабаритные отходы (КГО) нельзя выбросить в бак на обычной контейнерной площадке из-за их размера. К этой категории относится мебель, крупная бытовая техника, отходы текущего ремонта жилых помещений, сантехника. Не попадает в группу КГО строительный мусор, о котором расскажем отдельно.

Согласно ГОСТу крупногабаритными считаются отходы, параметры которых превышают полметра в длину, ширину или высоту. На практике речь идет о мусоре, который просто не помещается в стандартные контейнеры, установленные на дворовых площадках.

Большая часть КГО не опасна для окружающей среды, поэтому для их перевозки не нужно оформлять специальную лицензию. По закону, такой мусор складируют в специальные бункеры или на отведенные под крупногабаритные отходы площадки.

Отвезти крупногабаритный мусор на предназначенную для него площадку можно самостоятельно. Если такой возможности нет, специалисты регионального Минприроды предлагают действовать следующим образом:

  • Если вы делаете текущий ремонт, заключите с подрядчиком (любой предприниматель, готовый заниматься вывозом КГО) разовый договор на вывоз мусора: отходы вынесут прямо из квартиры.
  • Если КГО образуются регулярно, лучше заключить долгосрочный договор со своей управляющей компанией (причем сделать это могут не только жильцы, но и организации, не производящие опасных отходов);

Если оставить крупногабаритный мусор на обычной контейнерной площадке, можно получить административный штраф.

Строительные отходы

Снос корпуса ОТЗ в Петрозаводске. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Снос корпуса ОТЗ в Петрозаводске. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

К строительному мусору относят любые пришедшие в негодность стройматериалы: расколовшиеся кирпичи, обломки арматуры и балок, очищенную штукатурку, демонтированные напольные и настенные покрытия, отходы отделки и так далее. В ту же категорию попадает мусор, который образуется при расчистке места для строительства и сноса старых зданий, при разборке, реконструкции и ремонте сооружений, промышленных объектов, дорог и инженерных коммуникаций.

Такой мусор нельзя отправлять в обычные контейнеры: нарушение карается административным штрафом. Свалка строительных отходов в неположенном месте (рядом с водоемом, в лесу, вдоль дороги) грозит увеличением штрафа.

Вывоз строительного мусора лучше продумать заранее. Для этого нужно обратиться в свою управляющую компанию или к региональному оператору, где вам подскажут, кто его утилизирует.

Медицинские отходы

Свалка медотходов недалеко от Петрозаводска

Несанкционированная свалка медотходов рядом с Петрозаводском. Фото: Александр Тухканен

В эту группу попадают все отходы, образующиеся в медицинских учреждениях и в аптеках. Их делят на пять классов опасности.

Класс А – отходы, не контактировавшие с биологическими жидкостями пациентов (например, с кровью или слюной). Сюда относятся канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, смёт от уборки территории, отходы больничного пищеблока. С таким мусором можно обращаться как с обычными ТКО.

Класс Б – эпидемически опасный мусор. Эти отходы соприкасались с пациентами, поэтому их нужно обеззараживать либо в больнице, либо в специальной организации-подрядчике. Для этого используются химические методы (дезинфицирующие растворы) или термическая обработка.

Класс В – отходы с чрезвычайной эпидемиологической опасностью. В основном это отходы из инфекционных отделений и микробиологических лабораторий, имевшие контакт с больными или их инфекцией. Тоже требуют обеззараживания.

Класс Г – отходы с токсикологической опасностью. Например, лекарства, не подлежащие употреблению. Их нельзя захоранивать.

Класс Д – отходы, содержащие радиоактивные элементы. Как и мусор класса Г, их нельзя захоранивать: утилизацией занимаются компании с лицензией на обращение с опасными отходами.

В июне премьер-министр Карелии Александр Чепик поручил региональному Минздраву заняться утилизацией медицинских отходов без привлечения сторонних подрядчиков.  Этому предшествовала череда скандалов, когда опасный мусор из больниц обнаруживали на несанкционированных свалках в черте Петрозаводска. Поручение премьер-министра выполняется, рассказали “Республике” в ведомстве. 

Интересно, что медицинские инструменты, которые люди применяют в домашних условиях, особым образом утилизировать не нужно. Таким образом, использованный шприц (который не мог не контактировать с кровью пациента) вполне можно выбрасывать в контейнер: российским законодательством это не запрещено.

Батарейки и отходы, содержащие ртуть

Контейнер для сбора батареек в "Ленте". Фото: Наталья Ермолина

Контейнер для сбора батареек в «Ленте». Фото: Наталья Ермолина

Этот мусор относится к первому и второму классам опасности. Это вышедшие из строя электрические лампы с ртутью, ртутьсодержащие термометры и батарейки.

На предприятиях такие отходы должны храниться в отдельных контейнерах. Самостоятельно обезвреживать и перевозить на свалки ртутные лампы, термометры и батарейки нельзя. Этим должна заниматься специализированная организация, имеющая соответствующую лицензию.

В Карелии нет полноценного пункта приема ртутьсодержащих отходов, рассказали «Республике» в Минприроды. В Петрозаводске их можно сдать в «Экомобиль» — передвижной пункт, запущенный компанией «Меркурий» по соглашению с городской администрацией.

Грузовик проекта «Экомобиль» раз в месяц ездит по городу и собирает исключительно ртутные отходы. График поездок можно отслеживать в сообществе экологов во «ВКонтакте». Пункты приема батареек есть также в гипермаркетах «Лента» и «Леруа Мерлен» в Петрозаводске. В «Леруа» можно сдать и ртутные лампы.

Автомобильные шины

Контейнер для шин, установленный рядом с базой ПМУП "Автоспецтранс". Фото: пресс-служба мэрии Петрозаводска

Контейнер для шин, установленный рядом с базой ПМУП «Автоспецтранс». Фото: пресс-служба мэрии Петрозаводска

Отработавшие шины могут нанести серьезный вред окружающей среде, и выбрасывать в контейнер их нельзя. При этом в процессе переработки покрышек можно получить множество полезных компонентов.

Работать с отходами четвертого класса опасности, в том числе с шинами, могут организации с соответствующими лицензиями. До направления на утилизацию покрышки можно складировать не дольше 11 месяцев.

Жители Петрозаводска могут сдать отработанные шины в ПМУП «Автоспецтранс». Рядом с базой муниципального предприятия на Вытегорском шоссе, 82 установлен специальный контейнер. Бесплатно сдать отслужившие покрышки могут только физические лица, компаниям придется заключать с «Автоспецтрансом» отдельный договор.

За несколько месяцев муниципальное предприятие накопило более 100 тонн покрышек, рассказали «Республике» в мэрии. Как их использовать, еще не решили.

Первый вариант – построить пиролизную установку, которая позволит перерабатывать резину для отопления самого «Автоспецтранса». Если это посчитают нерентабельным, шины сдадут в Череповец – на предприятие, занимающееся переработкой отходов такого типа.

В районах Карелии сдать шины в переработку пока практически невозможно. Исключение — Кондопога, где этим занимается ООО «Эко-степ».