Иконописец  Дмитрий Юдов: настоящие мастера должны сохранять древнерусские традиции иконописи и стиль «северных писем»

Художник считает, что в иконе главное — духовная составляющая, а умению влиять на душу человека через живопись нужно учиться у великих мастеров древности, таких, как Андрей Рублев и лучшие иконописцы Обонежья.

Дмитрий Юдов. Фото: "Республика" / Любовь Козлова

Дмитрий Юдов. Фото: "Республика" / Любовь Козлова

Проект «100 символов Карелии» продолжает большой материал об иконах, сохранившихся в Карелии. Самые ценные из нескольких тысяч  дошедших до нас икон — древние экземпляры XIV-XV веков. В них — живописные традиции древнего Новгорода и самобытные северные черты, поэтому искусствоведы называют наши иконы «северными письмами». От специалистов они требуют особого режима хранения. От зрителя — умения читать иконографические символы, знания основ православной культуры и истории.

Традиции древних мастеров в Карелии продолжают современные иконописцы. Дмитрий Юдов, приступая к работе, всегда старается объяснить заказчику, что традиционные древние иконы — самые красивые и правильные. По мнению мастера, именно они больше всего напоминают первообраз изображенного на них святого человека. Дмитрий считает, что современные иконописцы должны продолжать традиции древних — в их сдержанности, профессионализме и трепетном отношении к образцам.

Дмитрий Юдов. Фото: "Республика" / Любовь Козлова

Дмитрий Юдов. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

«Людям, конечно, понятнее более поздняя иконопись, периода упадка — когда начиная с XVI века под влиянием западной живописи стала «портиться» традиционная икона. В иконописи появилось больше живописности, манерности. Но, на мой взгляд, иконы в таком стиле — это уже и не совсем иконы, скорее картины на библейскую тему. Настоящие иконы — как раз те, древние, что сохранились в музеях, в том числе и здесь, на севере — наши «северные письма». А еще произведения современных иконописцев, которые стараются следовать традиции и писать иконы в древнерусском стиле. Такая иконопись, с одной стороны, простая и минималистичная, но с другой стороны, в ней нет ничего лишнего. Древние мастера творили с молитвой, следуя канону. Например, Андрей Рублев и его сподвижник Даниил Черный, или чуть позже Дионисий. Так же работали мастера Обонежья — в духе Рублева, — говорит Дмитрий Юдов. — Когда декоративные элементы начали выпячиваться, выходить на передний план: жемчуга, камешки, узорчики — лики на иконах стали уже не такие одухотворенные, не такие красивые, на мой взгляд. А ведь в лике — вся суть.

В иконе главное — духовная составляющая, влияние на душу человека, который молится. Мой первый учитель говорил: все святые, которых я рисую, если я все правильно делаю, с благоговением,- то они мои предстатели на небе, мои молитвенники. В день Страшного суда эти святые будут моими заступниками».