Эмиль Маркварт: «Муниципалитет – фабрика услуг или платформа для гражданского общества?»

Президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления уверен, что эффективное развитие муниципальных образований возможно только при активном вовлечении жителей в решение задач и проблем своего поселения.

Президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления уверен, что эффективное развитие муниципальных образований возможно только при активном вовлечении жителей в решение задач и проблем своего поселения.

Своим мнением Эмиль Маркварт поделился сегодня на Межрегиональной научно-практической конференции «Перспективы развития сельских территорий». Она состоялась в рамках Муниципальной школы в Петрозаводске. В обсуждении приняли участие как представители районов республики, так и ведущие эксперты, ученые.

Как отметил Эмиль Маркварт, если говорить о развитии местного самоуправления в России, ключевой вопрос сегодня таков: современный муниципалитет – это фабрика услуг или платформа для гражданского общества?

По его словам, лет 7-8 назад в России активно рассматривалась именно первая концепция, согласно которой чуть ли не единственная задача МСУ – это оказание качественных и эффективных услуг. Спорить с этим было бы глупо, отметил эксперт, но будущее – за более широким пониманием института самоуправления.

По его словам, в Европе модель «муниципалитет как фабрика услуг» просуществовала очень недолго, менее 10 лет. Сейчас на первый план вышла роль жителей не только как потребителей и контролеров качества услуг, соучастников реализации властных полномочий, но и как соисполнителей муниципальных услуг. Местное самоуправление должно быть интегрирующей площадкой для активных жителей и общественных групп.

— У людей, которые активно участвуют в жизни своего населенного пункта, гораздо больше стимулов оставаться на своей территории. На мой взгляд, потенциал участия жителей в местном самоуправлении откровенно недооценен. Люди могут гораздо больше при создании условий для участия в МСУ, — добавил Эмиль Маркварт.

Он привел и конкретные примеры. Например, в Германии в городах с численностью до 100 тысяч человек пожарная безопасность – это дело самих граждан. Органы местного самоуправления обеспечивают материально-техническую базу, закупают технику. А выезды на пожары, эксплуатация этой техники – это делают добровольцы. Причем в той или иной форме эта система существует уже сотни лет.

Относительно недавно в Германии же появились и иные примеры – в сфере соцобслуживания.

— Последние лет 20-30 в Германии, как и в нашей стране, сильна тенденция к старению населения. В небольших муниципалитетах до половины иногда составляют люди старше 65 лет. И люди сами организуют систему предоставления социальных услуг таким же пожилым людям. То есть 65-летний пенсионер в Германии обычно еще хорошо водит машину, и он помогает людям, которым уже по 85-90 лет. Отвозит к врачу, если нужно, помогает закупить продукты. Если бы этим занимались только государственные и муниципальные службы… Ну вот, как я знаю, в Москве это происходит: есть так называемые социальные работники. В небедном городе Москве социальный работник приходит 1 раз в неделю. А при той модели, которая действует в Германии, пожилые люди имеют возможность пользоваться такими социальными услугами ежедневно. Эта система самоорганизации жителей. Уже появились первые жители, которые 20 лет тому назад участвовали в этой системе в качестве поставщиков услуг, а сейчас выступают получателями услуг, поскольку достигли уже такого возраста, когда им нужна помощь, — рассказал Эмиль Маркварт.

По его словам, эти примеры демонстрируют, что жители в МСУ могут сделать многое. В свою очередь представители республики поделились тем опытом, который реализуется в Карелии – стартовавшей в прошлом году программой поддержки местных инициатив. Подробнее об этом в следующих материалах «Республики».