«Единая Россия» в Карелии подготовит предложения в федеральную реформу управления лесной сферой

Развитие цифровой модели учета лесного хозяйства, устранение кадрового дефицита лесных инспекторов, разграничение полномочий лесного надзора и лесной охраны – эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола, который прошел в Петрозаводске.

«Единая Россия» в Карелии подготовит предложения в федеральную реформу управления лесной сферой

«Единая Россия» в Карелии подготовит предложения в федеральную реформу управления лесной сферой. Фото: пресс-служба карельского отделения "Единой России"

Во встрече, состоявшейся в региональном исполкоме партии «Единая Россия», приняли участие представители исполнительной и законодательной власти, Института леса Карельского научного центра РАН, общественных молодежных организаций, экоактивисты. Участники дискуссии обсудили предложения по системной реформе управления лесной сферой.

Одна из актуальных тем – раннее обнаружение лесных пожаров. Как отметил начальник отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Минприроды Карелии Игорь Неруш, сегодня по всей стране действует информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров с использованием данных космических спутников. Однако для повышения эффективности этой системы необходимо провести масштабные работы по лесоустройству территорий лесфонда и оцифровке карт лесных угодий. В Карелии около половины материалов лесоустройства переведены в цифровую модель. Эту работу необходимо продолжить при поддержке федерального центра.

— Если мы создадим цифровую основу хорошего качества, то проблема раннего выявления лесных пожаров будет решена, — отметил Игорь Неруш.

Что касается такой проблемы, как выявление незаконных рубок, то здесь может помочь сопоставление данных информационной системы дистанционного мониторинга с системой ЕГАИС, в которую заносятся сведения о лесозаготовителях, договорах аренды лесных участков и так далее. Если система космического мониторинга выявит рубку на той или иной территории, то, сопоставив эту информацию с данными ЕГАИС, можно оперативно выяснить, законно ли ведутся лесозаготовки. При этом, добавил Игорь Неруш, сама система ЕГАИС, действующая несколько лет, еще требует доработки.

Специалист в целом поддержал предложение о разделении полномочий федерального государственного лесного надзора и государственной лесной охраны. Лесоохрана будет по-прежнему заниматься патрулированием лесов, выявлением нарушений лесного законодательства и оперативно реагировать в случаях чрезвычайных ситуаций. Лесной надзор, централизованный на федеральном уровне, будет выполнять функции проверок лесопользователей.

При этом, подчеркнул эксперт, необходимо решать такую проблему, как дефицит лесных инспекторов. Сегодня при штатной численности в 809 человек в лесничествах республики работают 656 инспекторов, из них почти половина пенсионного и предпенсионного возраста. При этом, если учесть, что на одного инспектора должно приходиться 8,7 тысячи гектаров патрулируемой территории, а общая площадь земель лесфонда составляет в Карелии 14,5 миллиона гектаров, республике требуется более 1,6 тысячи инспекторов.

— Таким образом, нам не хватает около тысячи человек, — резюмировал Игорь Неруш.

Главными причинами, по которым в сфере лесоохраны сложился дефицит кадров, эксперт назвал низкий уровень зарплаты и социальных гарантий, в частности, трудности с жильем для молодых специалистов в районах. Депутат Законодательного собрания Карелии Алексей Рахманов в свою очередь обратил внимание на развитие системы добровольной лесной сертификации, которая в том числе противостоит незаконным заготовкам древесины.

Сертификация подтверждает соответствие ведения лесного хозяйства на арендованном участке определенным требованиям: в сфере лесоуправления, трудовым, природоохранным и тому подобное. Сегодня все больше крупных и ответственных лесопользователей используют добровольную лесную сертификацию, которая обеспечивает конкурентные преимущества при продаже древесины и продукции лесопереработки (особенно это важно при экспорте продукции, поскольку без прохождения лесной сертификации на внешние рынки выйти практически невозможно). По мнению парламентария, важно, чтобы изменения в федеральном законодательстве учитывали уже сложившуюся позитивную практику в этой сфере.

Его коллега по карельскому парламенту Вадим Андронов со своей стороны отметил, что реформа управления лесной сферой должна быть направлена на повышение эффективности контроля за лесопользователями, совершенствование антикоррупционных механизмов в этой области, сокращение бумажного документооборота путем внедрения цифровых технологий.

По итогам дискуссии был сформулирован ряд предложений. Так, участники обсуждения высказались за то, чтобы передать полномочия по лесоустройству на федеральный уровень с дальнейшим развитием цифровой модели учета лесного хозяйства. Актуальные материалы лесоустройства помогут и лесопользователям при оформлении участков в аренду получать достоверную информацию о количественных и качественных характеристиках лесных угодий.

Еще одна инициатива касается укрепления служб лесоохраны. Участники дискуссии предлагают рассмотреть возможность предоставления служебного жилья или компенсаций за аренду жилья для лесных инспекторов, а также повышения заработной платы.
Важной участники обсуждения считают и тему усиления ответственности органов местного самоуправления за предоставление некорректных сведений в региональный сводный план тушения лесных пожаров. В первую очередь речь идет об информации, связанной с резервом пожарной техники, транспорта, противопожарного инвентаря, которыми располагают муниципальные образования.

По словам председателя Общественного совета федерального партпроекта «Чистая страна» в Карелии Константина Басалаева, сформулированные предложения будут направлены в центральный исполнительный комитет партии «Единая Россия».