Друзья познаются в беде: почему люди поделились на «стыдливых» и «понимающих»?

Карельский ученый-экономист Людмила Розанова написала о том, что важно знать молодым людям из мировой истории и культуры, чтобы понимать, что происходит вокруг.

Друзья познаются в беде — так говорит о настоящей дружбе русская пословица. Но в головах у многих осознание беды разное. Для одних страшно распространение бактериологического оружия, опасен международный терроризм, киберпреступность, подавление в СМИ достоверной информации и распространение фейков. Для других страшен запрет на выезд в «хорошие» страны, где на берегу океана у них фешенебельное жилье, яхты и прочие блага, которые они не захотели создавать в России. Кто-то панически боится призыва в армию, поливая грязью защитников Отечества. Индифферентный обыватель просто помалкивает. Так кто же мы? Почему верим одним, с неприятием относимся к другим или вообще, чтобы не портить нервы, не интересуемся ничем?

Попробуем вернуться в детство к нашим любимым сказкам, понять через них метущееся из стороны в сторону наше сознание и осознание действительности: ведь Россию во все времена не хотели воспринимать как сильную страну, каковою она стала, обороняясь от набегов со всех сторон. Сказка ложь да в ней намек… В сказке Пушкина «О золотом петушке» вспоминается, как предупреждал петушок, с какой стороны беда надвигается: «Ждут, бывало, с юга, глядь, — ан с востока лезет рать». Бедному старенькому царю не давали  расслабиться и спать спокойно, потому как «петушок кричит опять. Кличет царь другую рать…» Посылал он на войну то большого, то меньшого сына, но они становились жертвой чаровницы. А в конце концов и сам в котле сварился. Так что не верь глазам своим, включай разум.

Книжная ярмарка в Петрозаводске

Мы в современной истории поздно поняли, что на приглянувшиеся чары западной жизни нельзя откликаться и в беспамятстве расслабляться, слушая хвалебные речи. Современная молодежь не помнит, как Маргарет Тэтчер вливала в уши нашему первому президенту Горбачеву хвалебные слова о его уме, а он сдал в угоду западу все достижения страны-победителя во Второй мировой войне. Она не знает, как весь народ, погруженный в хаос,  надеялся, что Собрание офицеров поспособствует сохранению страны, когда спорила правящая элита, и возмущался, когда в борьбе за власть все-таки развалили СССР. Нашему народу пришлось пережить в 90-е все ужасы от развала страны.

А сейчас, когда запущена мощная система информационной войны, нас поразило в первую очередь не столько раздвоение сознания, сколько состояние нашего образования. Безграмотность обнаружилась в полном объеме, ее не спрячешь под красивыми одеждами, она льется потоком в соцсетях. Страшно стало от осознания, что многие не знают истории страны, знание которой, как считал Василий Ключевский, — это наш гражданский долг. Когда говорят об этике ученого, его ответственности перед обществом и человечеством, акцент делается преимущественно на необходимости прогнозирования последствий от реализации его научных разработок в области химии, биологии, технических науках. Но почти не затрагивается тема значения общественных наук, место педагога, несущего эти знания об обществе своим ученикам, своим студентам. Здесь мы сейчас наблюдаем ту же картину, что и в расколотом обществе на стыдливых и понимающих ситуацию.

 

Не буду делать собственных выводов, лучше сошлюсь на то, как оценивал отношения Запада к России сразу после войны русский ученый Иван Ильин: «Мировая закулиса, решившая расчленить Россию, отступит от своего решения только тогда, когда ее планы потерпят ПОЛНОЕ КРУШЕНИЕ» (Иван Ильин «О грядущей России», 1948 год). Если Россия воспротивится лозунгу «народы бывшей России, расчленяйтесь!»  …«возьмёт в свои руки «бразды правления», погасит этот гибельный лозунг и поведет Россию к единству, пресекая все и всякие сепаратистские движения в стране», то она возродится. Но если так не сложится, то «в стране начнется непредставимый хаос передвижений, возвращений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия». «Этим состоянием анархии захотят воспользоваться все наши «добрые соседи»; начнутся всевозможные военные вмешательства под предлогом «самоограждения», «замирения», …снова пустят в ход все виды интервенции: дипломатическую угрозу, военную оккупацию, захват сырья, …одиночный, партийный и массовый подкуп, организацию наемных сепаратистских банд под названием «национально-федеративных армий»…А новая Лига Наций попытается установить «новый порядок» посредством заочных (Парижских, Берлинских или Женевских) резолюций, направленных на подавление и расчленение национальной России».

Хотелось бы надеяться, что наши ученые, деятели культуры, педагоги не будут пропагандистами предлагаемого США пути построения нового миропорядка. Мы отвечаем за будущее страны. Моя позиция в настоящий момент — не деление на своих и чужих, а в том, что Россию надо понимать умом. В конструкции  «знание — сила» заложен многосторонний спектр смыслов. Знание ПРАВДЫ жизни и далекие цели  межгосударственного противостояния в настоящем моменте. Правда бывает одна, кто бы и как ее ни трактовал. А ответ на поставленный мной в заглавии вопрос я нашла, посмотрев спектакль «Возвращение в любовь»: метущееся сознание в молодом возрасте и прозрение с взрослением.