Добро пожаловаться: в мэрии Петрозаводска открывают горячую линию по городскому благоустройству

Подрядчик укладывал асфальт в дождь, вызывает сомнение качество новой тротуарной плитки в парке или работ по оборудованию детской площадки? Обо всем этом горожане смогут сообщить по специальной горячей линии, которую открывает администрация Петрозаводска. В случае выявления серьезных нарушений городские власти намерены передавать материалы проверок в правоохранительные органы.

В этом году в столице Карелии проводится самое масштабное за последние десятилетия благоустройство: работы одновременно идут на 15 общественных территориях. В городе приводят в порядок уже существующие парки, аллеи и скверы, обустраивают новые зоны отдыха. В следующем году, когда в завершающую стадию войдет подготовка к 100-летнему юбилею республики, объем работ будет еще больше.

При таких масштабах на первый план выходит вопрос качества работ. Кто и как контролирует подрядчиков и почему городская администрация решила открыть специальную горячую линию по вопросам благоустройства? Об этом рассказала заместитель главы Петрозаводска, председатель комитета ЖКХ Юлия Мизинкова.

Юлия Мизинкова

Юлия Мизинкова. Фото: «Республика» / Николай Смирнов

— Юлия Ивановна, в этом году в Петрозаводске благоустраиваются не две-три общественные территории, как было в предыдущие годы, а сразу полтора десятка. Благодаря чему удалось столь значительно увеличить список объектов?

—  В этом году благоустройство общественных территорий у нас идет по трем направлениям.

Во-первых, Петрозаводск продолжает участвовать в федеральном приоритетном проекте «Формирование комфортной городской среды». Благодаря успешной реализации проекта в 2018-м объем средств, выделенных столице Карелии из вышестоящих бюджетов, в этом году возрос в 2,5 раза и составил 90 миллионов рублей. По этому проекту благоустраиваются сразу шесть территорий: аллея Отцов на Ключевой, Березовая аллея на Древлянке, Приозерный парк, лестничный спуск к набережной Онежского озера в створе улицы Германа Титова, Парк железнодорожников, парк «Беличий остров» на Кукковке.

Во-вторых, по республиканской программе поддержки местных инициатив обустраивается территория бывшего рынка на улице Питкярантской (здесь мы объединили ресурсы региональной программы и проекта «Формирование комфортной городской среды»), аллея Энтузиастов в микрорайоне Кукковка-3, завершено благоустройство парка «Удега» на Птицефабрике.

В-третьих, в 2020 году Петрозаводск станет главной площадкой празднования 100-летия Карелии. На подготовку к юбилею республики город получил целевую субсидию из региональной казны в размере 60 миллионов рублей. На эти средства также ведется благоустройство ключевых объектов: Советской площади, Онежской набережной, в том числе лестничного спуска с улицы Свердлова и др.

Также мы приступили к созданию 10-километровой сети велопешеходных дорожек, которая протянется от Онежской набережной до Древлянки. Это первый за всю историю города столь масштабный проект по созданию инфраструктуры для велосипедистов, любителей скандинавской ходьбы и пешеходных прогулок.

 

— География благоустройства широкая — самые разные районы города, объем работ очень большой. Насколько скрупулезно с учетом этого удается контролировать работу подрядных организаций на каждом объекте?

—  Качество работ контролирует администрация города, в первую очередь управление экологии и благоустройства. Кроме того, заключен отдельный муниципальный контракт с независимой организацией, осуществляющей строительный и технический надзор за проведением работ.

— То есть двойной контроль, аналогичный контролю, организованному за дорожными работами, качество которых также проверяют независимые эксперты?

— Да, именно так. Независимая организация осуществляет контроль за всеми этапами благоустройства на каждом объекте. Работы принимаются у подрядчика и оплачиваются лишь в том случае, если ни у сотрудников городской администрации, ни у экспертов не возникает нареканий к качеству.

Тем не менее отмечу, что, безусловно, чисто физически невозможно организовать ежедневное и ежечасное присутствие проверяющих на каждом из 15 объектов. В управлении экологии и благоустройства у нас всего три сотрудника. Независимая экспертная организация, как я уже отметила, осуществляет контроль по завершении определенных этапов работ. Поэтому, не скрою, для нас очень важна помощь как можно большего количества горожан, которые со своей стороны могли бы подмечать возможные недостатки и недочеты в работе подрядных организаций.

Если опять проводить аналогию с ремонтом дорог, то за его качеством у нас в том числе следят общественные контролеры из числа неравнодушных горожан, которые прошли соответствующее базовое обучение, своего рода ликбез. Но за проведением благоустройства такой общественный контроль организовать гораздо сложнее — в этом случае осуществляются самые разные виды работ. Это и устранение аварийных деревьев, и новое озеленение, асфальтирование, укладка тротуарной плитки или отсыпка дорожек, строительные работы, установка оборудования на детских площадках и многое другое.

Поэтому мы приняли решение в данном случае пойти по иному пути — организовать специальную горячую линию, по телефону которой сможет обратиться любой житель города, если он полагает, что на том или ином объекте подрядчики допускают нарушения технологии работ, делают их некачественно.

Телефон горячей линии по вопросам городского благоустройства 8-921-460-86-80

— И каждое обращение, поступившее на такую горячую линию, будет проверяться?

— Безусловно. Среди жителей города есть немало людей, обладающих профильным образованием, имеющих опыт в тех или иных сферах, связанных с благоустройством, строительством, формированием городской среды. И такие люди могут абсолютно непредвзято оценить работу подрядчиков, заметить дефекты и недостатки, которые требуют устранения на стадии производства работ. Их помощь в контроле за качеством благоустройства для нас очень важна.

При этом, еще раз подчеркну, реагировать мы будем на все обращения. Для нас ключевая задача – это максимальная прозрачность и открытость на каждом этапе реализации проектов по благоустройству, начиная от размещения конкурсной документации, объявления и проведения аукционов, определения победителей на заключение муниципальных контрактов. Если у горожан, предпринимательского сообщества будут возникать вопросы на данной стадии, то с ними также можно обратиться напрямую по горячей линии. Ни одно обращение не останется без тщательного изучения и проверки.

— Главное, чтобы по итогам таких проверок, если нарушения подтвердятся, безотлагательно предпринимались необходимые меры…

— Именно для этого мы и организуем горячую линию. В сфере дорожного ремонта у нас уже есть конкретные примеры, когда именно своевременные сигналы от неравнодушных горожан очень помогали нам в проведении контроля. Так, в прошлом году жители сообщили, что работы по асфальтированию одного из межквартальных проездов, между домами № 1 и № 3 на проспекте Ленина, подрядная организация проводила в дождь. Нарушения подтвердились, и, хотя проезд в итоге был заасфальтирован, администрация города эти работы не приняла и не оплатила. То есть подрядчику пришлось выполнить эти работы безвозмездно, город не истратил на них ни одного бюджетного рубля.

И мы продолжим придерживаться такой же жесткой позиции в дальнейшем, в том числе и в сфере благоустройства.

В случае подтвержденных серьезных нарушений будем принимать меры в том числе вплоть до передачи материалов в правоохранительные органы, чтобы на самых ранних этапах исключить даже потенциальную возможность неэффективного расходования бюджетных средств. Взаимодействие с правоохранительными органами, их возможности, связанные с реализацией  контрольных функций, дают нам дополнительную уверенность в том, что все масштабные работы по городскому благоустройству будут проведены качественно и в срок.

—  Но чаще всего, насколько известно, подрядчики все-таки не отказываются до приемки работ устранять недочеты и дефекты?

— Чаще всё это так. В целом хочу отметить, что на объектах благоустройства подрядчики у нас работают достаточно добросовестно, это местные организации, которые заинтересованы в своей репутации. Но, конечно, недочеты и недостатки всё равно выявляются. И мы требуем их устранения, не принимаем и не оплачиваем работы, даже если есть самые незначительные нарекания к качеству.

Это принципиальная позиция: необходимо, чтобы все объекты, на благоустройство которых выделены немалые деньги из бюджетов разных уровней, служили горожанам долгие годы. Кроме того, свой мониторинг выполнения программ благоустройства в муниципалитетах ведут республиканские и федеральные органы власти, надзорные органы. И от того, насколько успешно и качественно были выполнены эти программы в текущем году, зависит объем финансирования из вышестоящих бюджетов на следующий год.

Если Петрозаводск в следующем году сможет получить еще больше средств на благоустройство, чем в 2019-м, это будет в интересах всех горожан. В столице Карелии еще многие общественные территории требуется привести в порядок, во многих районах города не хватает детских площадок, комфортных и уютных парков и скверов, инфраструктуры для отдыха и досуга. Поэтому мы очень рассчитываем на увеличение финансирования, особенно в год юбилея республики. И чем больший объем работ нам предстоит провести, тем важнее для нас максимально широкий общественный контроль и постоянная прямая обратная связь с жителями города. В этом главная задача нашей горячей линии.