Будни поликлиники: смены терапевта, бесконечные звонки и помощь студентов

Число людей с подтвержденным диагнозом COVID-19 растет каждый день, как и количество обращений за помощью в медучреждения. Дозвониться в поликлинику теперь не так просто. Телефон обрывается, ведь вторая волна вынуждает врачей работать на пределе своих возможностей. Журналисты «Республики» побывали в петрозаводской поликлинике № 2 и поговорили с ее сотрудниками, чтобы узнать, как коронавирус изменил их жизнь.

«Когда все только начиналось, каждую ночь сны были только о работе. Словно домой и не уходишь», — вспоминает врач-терапевт Дарья Орлова. Летом она устроилась в «Центр здоровья» — это подразделение поликлиники № 2, где любой желающий может пройти бесплатное комплексное обследование и получить консультацию от специалистов. Поскольку плановая медицина в республике сокращена, центр перепрофилировали. Его сотрудники, как и многие другие специалисты, теперь борются с коронавирусом. Этим Дарья и занимается с первых дней работы.

Свои будни врач-терапевт описывает так: начинается рабочий день в 8 утра. До обеда — работа в поликлинике, а после — выезд к пациентам. В диспетчерской Дарья берет список вызовов и облачается в средства защиты: комбинезон, нарукавники, бахилы, шапочка, халат, капюшон, респиратор, защитный экран, двойные перчатки. С собой — холодильник для мазков и сумка, где лежат все необходимые приборы и бумаги.

«Тяжелее всего в таком костюме подниматься на верхние этажи. Ну и в респираторе ходить непросто — нужно время, чтобы отдышаться. После такой смены хочется минут десять посидеть спокойно. Чаю попить», — делится впечатлениями Дарья Орлова.

Имя Фамилия. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Дарья Орлова. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

В среднем за день у Дарьи выходит от 20 до 30 вызовов. Помимо самого пациента, иногда проверяют и родственников. Так сказать, наперед, чтобы вовремя назначить лечение и не тратить время на повторный выезд.

«Бывают трудные смены: конфликтные ситуации, тяжелые пациенты, когда нужна госпитализация. В таких случаях морально тяжело. Потом хочется ненадолго отключиться от работы, взять телефон и полистать новости, побыть с самим собой наедине. Но часто бывают и хорошие моменты. Вчера, например, повезло: очень благодарные пациенты встретились — это дает силы для дальнейшей работы», — делится врач-терапевт.

После выездов Дарья вновь возвращается на рабочее место, чтобы внести полученную информацию в компьютер. Почти каждый будний день она завершает работу ближе к 9 вечера. «Муж знал, куда я шла», — говорит Дарья и отмечает, что в семье к такому режиму пока относятся спокойно и с пониманием.

«Работа мне больше не снится. С таким количеством вызовов всё стирается в голове. Бывает так, что знаешь проблему пациента, чем он болеет, но лицо уже не вспомнишь. Сейчас тяжело, но я надеюсь, что когда-нибудь все это закончится», — сказал врач-терапевт.

Работа в условиях пандемии

Ежедневно в поликлинику поступает более тысячи звонков, в основном в утренние часы. Их принимают 8 сотрудников. Половина специализируется на вызове врача на дом. Оставшиеся диспетчеры записывают тех, кто хочет попасть на прием к специалистам. «Оказание плановой помощи в поликлиниках сейчас приостановлено. Но помощь людям с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями продолжается, как и реабилитация людей с инсультами и травмами», — объясняет старшая медсестра поликлиники Надежда Лёдова.

Надежда Лёдова. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Надежда Лёдова. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Есть и те, кто попросту не может дозвониться, в поликлинике этого не скрывают. Если пациент или их родные приходят в медучреждение сами, то диспетчер принимает у них вызов. «Мы никому не отказываем», — объясняет старшая медсестра.

Кого-то, к слову, могут пригласить на прием даже с симптомами ОРВИ. «Это пациенты с невысокой температурой, которые чувствуют себя более-менее хорошо и живут рядом с поликлиникой или имеют личный транспорт», — пояснили в медучреждении. На этот случай здесь организована «красная зона» с отдельным входом.

«В первую волну у нас был изолятор на два рабочих кабинета. Сейчас заболевших стало больше, поэтому мы выделили полкрыла поликлиники на третьем этаже. Там могут вести прием врачи и специалисты, есть процедурный кабинет, можно взять кровь при необходимости или выполнить какую-то инъекцию», — объясняет Надежда Лёдова.

 

Наиболее сложных пациентов, конечно, обслуживают на дому. В первую очередь врачей отправят к больным с температурой, в особенности к пожилым, а также к людям, которые проживают в общежитиях, гостиницах или домах ухода.

Много звонков поступало от тех, кто ждет результаты тестов на коронавирус. В поликлинике для этого организовали отдельную линию, по которой специалисты самостоятельно сообщают о готовности анализов. «Как только результаты к нам приходят, они распределяются среди сотрудников и начинается обзвон людей». К слову, в учреждении отмечают, что с прошлой недели результаты стали приходить быстрее. Возможно, это связано с тем, что за каждой медорганизацией теперь закреплена своя лаборатория.

«Большую часть молодых терапевтов в возрасте до 50 лет мы отправили на вызовы. Те, кто старше, сидят на приемах. Мы не можем направить всех на работу с пациентами с ОРВИ, хотя и стараемся это сделать. Часть медперсонала болеет, еще часть задействована в плановых приемах. Специалистов не хватает. Особенно это ощущается в выходные дни, когда врачи, которые работали всю неделю хотят немного отдохнуть. У нас нет такого, что 19:00 пропикало и доктор всё сворачивает. Пока он не обслужит всех, кого он взял, он работает», — поясняет главная медсестра.

Студенты-медики и волонтеры

Частично разгрузить работу поликлиники помогают студенты из Медицинского института ПетрГУ и Базового медицинского колледжа Петрозаводска, которые приходят на практику. С обучающимися заключается соглашение о неразглашении персональных данных. У них есть свой куратор, с которым они встречаются каждое утро: он следит не только за работой студентов, но и за тем, как они ведут документы.

Старшекурсники следят за состоянием пациентов по телефону: «Они обзванивают людей с подтвержденным коронавирусом, интересуются их самочувствием. При ухудшении студенты докладывают информацию своему куратору, который принимает дальнейшее решение», — объясняет заведующая терапевтическим отделением № 2 Дарья Торнева. Звонить больным стараются ежедневно.

Студенты-медики. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Студенты-медики. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

В медучреждении подчеркивают, что в дальнейшем у этих студентов есть перспективы трудоустройства в поликлинику. «Мы знаем их, работали с ними и видим их потенциал — это очень удобно», — пояснила главная медсестра. К слову, некоторым настолько понравилось на практике, что они решили продолжить работу уже как волонтеры.

Поскольку количество заболевших ежедневно увеличивается, мы попросили сотрудников поликлиники дать несколько рекомендаций для пациентов.

Надежда Лёдова, старшая медсестра поликлиники № 2:

«Я бы посоветовала избегать лишних контактов. Понятно, что совсем отказаться от общения будет тяжело. Сегодня такая обстановка, что люди и так угнетены. Если мы закроемся в четырех стенах, то это будет еще хуже. Но если вы знаете, что у вашего коллеги или друга есть легкие симптомы ОРВИ, то не надо идти к нему в гости. Также лучше избегать общественных мест, но совсем отказываться от этого не нужно. Уделите внимание средствам индивидуальной защиты — носите маски и мойте руки с мылом. Дома обрабатывайте дверные ручки, в том числе в ванной и туалете, чаще обрабатывайте ручки смесителей».

Дарья Орлова, врач-терапевт:

«Берегите себя и своих близких и не контактируйте с другими людьми при симптомах ОРВИ. Также не стоит заниматься самолечением и пить антибиотики для профилактики. Самолечение повышает риск тяжелых пневмоний, к тому же врачу будет труднее лечить вас. Лекарства должен назначать доктор».