«Когда есть любовь, никакая колбаса не страшна»

Наш знаменитый земляк — театральный режиссер и актер Олег Липовецкий — пошел на очень смелый эксперимент. Рассказать зрителю о самом себе, в том числе о самых больших проблемах детства и комплексах юности. О жестком школьном буллинге, Танином «нет» и Олесином «да», о питкярантских жирафах и лемурах из Йошкар-Олы — в тексте «Республики» перед премьерой спектакля «Жирная Люба».

Олег Липовецкий. Фото

Олег Липовецкий. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Чего может бояться шестилетний мальчик в крепкой любящей семье? Оказывается, много чего. Особенно если мальчик толстый, из еврейской семьи и живет в Питкяранте. Он любит маму, папу, брата и коржики бабушки Ривы, но понемногу открывает, что его-то любят не все. Все смеются, когда на прогулке в детском саду он застрял в домике, все видят, как его буквально выпиливает оттуда добрый строгий сторож. Мальчику страшно, он чувствует себя униженным, а ведь завтра снова идти в садик к этим детям, и потом еще много дней…

В школе все становится еще хуже — и это «хуже» сконцентрировано в одном человеке — Диме Титоренко. «Жирной Любой» мальчик Олег Любашевский стал «благодаря» ему. Дима преследовал и унижал Любу несколько лет кряду и почти довел до нервного срыва.

На прогоне моноспектакля "Жирная Люба" на сцене петрозаводского Дома актера. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

На прогоне моноспектакля «Жирная Люба» на сцене петрозаводского Дома актера. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Олег Липовецкий, театральный режиссер, актер и продюсер:

«Жирная Люба потому, что в повести у меня фамилия Любашевский. Я взял для своего героя мамину девичью фамилию. Моя фамилия Липовецкий, его — Любашевский. Меня звали жирный Липа, героя моего зовут жирная Люба. Мне кажется, это еще обиднее».

Олег Липовецкий. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Олег Липовецкий. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

В моноспектакле «Театрального проекта 27» Олег Липовецкий играет самого себя. Жанр постановки определяет как автофикшн — то есть пьеса стоит на пересечении автобиографии и художественного вымысла. На протяжении полуторачасового спектакля на сцене будут как бы два человека. Жирной Любе — от шести до 17 лет. Олегу Липовецкому — 48 лет плюс полтора часа. Один боится, смущается, переживает, плачет, потому что испытывает буллинг и несчастную первую любовь (красивая одноклассница Таня упорно игнорирует). Второй знает, что в конце концов всё переживет и почти со всем справится, но тоже переживает — до целого зрительного зала нужно донести что-то такое про надежду. И про любовь. «Театральный проект 27» свои спектакли ставит для подростков, часто проходящих через те же проблемы, что и Олег Любашевский (Липовецкий).

Наталия Сергеевская, директор «Театрального проекта 27»:

«Тут сам человек рассказывает свою жизнь. То есть зритель будет ему стопроцентно доверять, потому что будет понимать, что это и есть история вот этого самого человека, а не выдуманная. Это его обзывали, это его пинали, это он влюблялся. И здесь подростки будут сами проходить какие-то вещи, понимать, что все эти проблемы еще не конец света. А вот это очень важно».

Олег Липовецкий:

«Мне кажется, что это арт-терапия, с одной стороны, потому что в каждом из нас живут шрамы и боли нашей жизни. С некоторыми мы можем легко расстаться и забыть, а некоторые носим с собой. И хочется осмыслить причины, следствия, понять все. А с другой стороны, это возможность рассказать о своем опыте людям, у которых такие же проблемы были и раны, может быть, и сейчас есть, с которыми я столкнулся в жизни, и мне повезло их преодолеть. И, может быть, это кому-то поможет».

Наталия Сергеевская. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Наталия Сергеевская. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Должно помочь. Потому что враг № 1 Дима Титоренко довел жирную Липу до нервного срыва, сняв с него штаны вместе с трусами на уроке физкультуры, когда толстый мальчик пытался подтянуться. Сорвал при всех. Заплаканный Олег удрал из школы, прибежал домой и сказал родителям: пока не похудею, в школу ни ногой, будете уговаривать — повешусь. Тогда родители отправили ребенка в санаторий в районе Кавказских Минеральных Вод. Там  Олег познакомился с ребятами, у которых были почти те же болезни и ровно те же переживания и комплексы. И которые — о, чудо! — любили и умели играть на гитаре.

На прогоне спектакля. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

На прогоне спектакля. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Люба впервые увидел и понял, что не все будут его гнобить за то, что родители заставляли ходить в музыкалку. А еще Люба умел петь. Мальчик начал расти и худеть. Стал участником популярного в нескольких санаториях юношеского ВИА. Появилось внимание девочек. А потом появилась Олеся из Йошкар-Олы. Красивая, с большими глазами, которые в момент крайних эмоций могли достигать формы глаз лемура.

Юлия Каландаришвили, режиссер:

«Я в данном случае на самом деле не выступала постановщиком спектакля. Я не считаю это режиссурой, потому что я не имею права трактовать персонажа, сюжет. Мое мнение здесь должно быть максимально задвинуто на задний план. Я старалась выразить то, что хочет сказать Олег. Это тяжело и мне, и ему, но я выбрала такой путь, потому что поняла, что меня здесь должно быть мало. Это его работа, его спектакль — про него. Есть такая старая добрая театральная формула, что режиссер должен раствориться в актере. В данном случае это было необходимостью».

Олег Липовецкий:

«Мне кажется, моноспектакль всегда сложнее, потому что, как любил сказать незабвенный Геннадий Борисович Залогин, в массовке и сачкануть можно. А когда массовки на сцене нет, нет партнера, который тебя прикроет, если что, то тебе нужно быть все время на сто процентов включенным. У тебя только один партнер — это публика. Поэтому, конечно, сложнее».

 

Юлия Каландаришвили. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Юлия Каландаришвили. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

С Олесей из Йошкар-Олы они, конечно, расстанутся. Но жирная Люба вернется в родную Питкяранту уже высоким и похудевшим Олегом Любашевским, который умеет целоваться с девчонкой. При всех будет повержен Дима Титоренко, повержен и раздавлен, будут гитара и комсомол, откуда его выгонят за попытку раздавать подросткам презервативы — в общем, начнется нормальная подростковая жизнь. Он уверенно ходил по улицам Питкяранты — после провала с комсомольской работой уже в одежде неформала, и все смотрели на него как на диковинного жирафа.

Правда, умерла баба Рива, которая покупала ему коржики в начале спектакля. Мама случайно разбила единственную гитару и не сумела купить новую, потому что почти все деньги потратила на дефицитнейшую копченую колбасу. Гитара потом всё равно будет.

«Когда есть любовь, никакая колбаса не страшна», — говорит наш герой в конце спектакля. А в интервью «Республике» добавляет: «В финале всё только начинается».

Олег Липовецкий на интервью Республике. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Олег Липовецкий на интервью «Республике». Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Премьера спектакля «Жирная Люба» пройдет 25 августа на малой сцене Большого театра кукол Санкт-Петербурга (время  показа в Петрозаводске пока уточняется). Работа поставлена «Театральным проектом 27» и режиссером Юлией Каландаришвили по мотивам еще не вышедшей книги Олега Липовецкого «Жизнь номер один». Повесть должна выйти в издательском доме «Городец» этой осенью.

Как говорится на сайте театра, цель независимого «Театрального проекта 27» — создавать вместе с молодыми режиссерами спектакли нового поколения для подростков, то есть работать для самой непростой аудитории, которую театру сложнее всего удержать. Первая постановка команды — «Сочинение про Джобса» (реж. Иван Пачин) рассказывает подросткам о жизни создателя Apple Стива Джобса. Премьера такого необычного спектакля вызвала широкий резонанс в СМИ и интерес у зрителей. Вторая работа проекта — спектакль «Лис PEACE», это история дружбы лиса и мальчика. Спектакль ставит один из самых востребованных режиссеров детского театра, автор суперхита «Цацики идет в школу» (театр «Суббота») Юлия Каландаришвили.