Зерна от плевел

С Пасхой связано много традиций, правил и примет. «Республика» попробовала разобраться, какие из них соответствуют духовному смыслу праздника, а какие – не более чем суеверия.

Священник Станислав Распутин считает, что нужно разделять глубокий духовный смысл Пасхи, традиции, которые сложились в русской народной культуре, и греховные суеверия. Мы попросили его прокомментировать основные пасхальные «правила», которые сложились в народе.

Отец Станислав служит в Александро-Невском соборе в Петрозаводске. Фото: Николай Смирнов

Отец Станислав служит в Александро-Невском соборе в Петрозаводске. Фото: Николай Смирнов

Дни Страстной седмицы – имеют особую, магическую силу. В эти дни многие практикуют разные заговоры, гадания.

— Это язычество, это магия в чистом виде, она не имеет никакого отношения к православию. Любое магическое отношение к молитве и православным обрядам – греховно. Если человек верит, что не милость Божья по его вере совершает чудо, а, например, количество произнесенных молитв или какая-то особая, «очень сильная» молитва, это уже магическое отношение. Тогда не Бог становится в центре, а какой-то ритуал, сам по себе  отделенный от Бога. Любое суеверие отвергает промысел Божий.

Суеверный человек считает, что если какое-то действие совершается, оно сильнее, чем попечение Бога. Это значит, что человек не доверяет Богу. Если он верит, что какие-то приметы и ритуалы определяют его жизнь, значит, во-первых,  у него нет свободы воли и, во-вторых, он считает, что Бог не всемогущ.


Великий четверг – день чистоты, когда нужно убираться в доме, мыться и стирать, приводить дом и себя в порядок.

— Такие традиции, наверняка, есть, но они не имеют никакого духовного основания. Есть необходимость мыться, ну пускай моются люди. Конечно, каждый верующий стремиться к празднику Пасхи хорошо выглядеть, быть как можно лучше и телом, и душой. Это не значит, что это день особой чистоты. Мыться и убираться нужно по мере необходимости. Грехом будет, если вы начнете устраивать банный день вместо службы.

В четверг церковь вспоминает Тайную вечерю, когда Иисус установил таинство Евхаристии. Верующие стараются причаститься на службе. Но некоторые приходят делать это просто так, для галочки. Если человек не понимает смысла этого таинства, то это может быть ему, по словам апостола Павла, даже в осуждение.


В Страстную пятницу нужно соблюдать особо строгий пост, то есть ничего не есть и усиленно молиться. 

— Естественным для любого православного христианина является соблюдение строгого поста в Страстную неделю, чтобы как можно лучше и чище подойти к празднику Пасхи. Мера поста у каждого своя. Действительно, в пятницу, согласно церковному уставу, положен строгий пост. Как человек его себе определит, это его решение: можно полностью воздержаться от пищи, можно до обеда.

Усиленная молитва на Страстной неделе так же предполагается церковным уставом. Есть особые богослужения, которые совершаются только в эти дни. Для любого православного человека естественно придти в храм в эти дни и молиться со всей Церковью, разделять со всеми и скорбь страданий и радость Воскресения.


В пятницу и субботу нельзя заниматься никакими домашними делами.

— Само собой, если есть грязная посуда, что ее — держать до воскресенья? Однако что значит «Помни день субботний и святи его»? Это значит, что подготовься к празднику так, чтобы в сам праздник тебя эти бытовые вещи  не заботили. Зачем стирать в Пасху, если у тебя было на это другое время? Все нужно делать не в ущерб празднику. Все бытовые  дела, если есть такая возможность, лучше сделать заранее или отложить на потом.


Главные пасхальные блюда – куличи, пасху, яйца – нужно освящать в церкви в субботу.

— Куличи обычно освящаются в субботу, накануне службы. Но можно и в воскресенье. Смысл освящения в том, что человек постился долгое время перед Пасхой – для него эта еда становится ценностью. Когда человек не постился, для него покупка и съедание кулича – становится просто ритуалом: все так делают и я тоже. Если традиция начинает мешать празднику, выступает главной, то зачем она нужна? Если человеку важнее освятить куличи в субботу, чем прийти в воскресенье на службу, тогда исчезает духовный смысл праздника.


В церковь нужно принести блюда с пасхального стола и отдать их для неимущих.

— Приносить в церковь блюда с пасхального стола и делиться ими с нищими – это хорошо. Но если в любой другой день человек захочет поделиться с неимущим чем-то, это будет точно также правильно. Если вы празднуете Пасху и знаете, что, например, ваши соседи с воды на хлеб перебиваются, конечно, хорошо подарить им куличик или что-то еще, чтобы и они тоже могли этот день отпраздновать.


Пасхальные яйца нельзя украшать наклейками с изображением святых, церквей и других церковных символов.

— Это действительно так. Наклейки с иконами выглядят красиво. Но вы это яйцо съедите, а скорлупу с наклейками выкинете в мусор. А это уже не очень правильно. Богу-то все равно, но у нас должно быть чувство личного благоговения к иконе. Лучше, чтобы узор был нейтральным, без ликов, без символики.


Пасха – семейный праздник, его нужно отмечать с родственниками за богатым столом.

— Само событие – Воскресение Христово — являет собой победу над смертью для всего мира. И к этой победе сопричастен любой христианин в том случае, если он живет христианской жизнью. Здесь надо самому себе ответить на вопрос: «А что для меня праздник Пасхи?». Есть люди, которые считают, что это семейный, хороший, светлый, весенний праздник, но при этом они даже, может быть, в факт Воскресения Христова не верят. А такие люди есть: они празднуют Пасху, но не верят, что Христос воскрес из мертвых. Придут кулич освятить, не понятно зачем, для галочки. Если человек не верит в Воскресение Христа, без разницы, как он будет праздновать.

Правильно праздновать нужно человеку, который хочет быть сопричастен этому событию, для которого Воскресение Христово является особой ценностью. Мы же не празднуем день рождения далекого, незнакомого человека, а день рождения нашей мамы празднуем. Вот если человек считает Пасху своим личным праздником, он будет стараться подойти к нему как можно лучше, как можно чище. Но это праздник не семейный, это праздник церковный, соответственно, мы должны праздновать его сначала в церкви, а уже потом — в кругу семьи.