Выйти из окопов

СМИ на национальных языках могут конкурировать с крупными федеральными изданиями, даже несмотря на нехватку денег, кадров и читателей. Главное – быть интересными и писать не только о культуре.

В России зарегистрировано более двух тысяч СМИ на национальных языках. Они решают те же задачи, что и обычные газеты и телеканалы. Правда, аудитория у них меньше и денег заработать труднее, рассказали участники финно-угорского медиафорума в Петрозаводске.

Где брать читателей

По данным, приведенным на открытии форума, родным языком владеют только от 10 до 50 % тех, кто относит себя к какой-либо этнической группе. А это значит, что аудитория национальных СМИ оказывается очень и очень усеченной. Особенно это касается молодых читателей и зрителей.

Маргарита Лянге. Фото: Борис Касьянов.— Родители предпочитают, чтобы дети изучали английский, некоторые даже говорят: «Пусть наш ребенок китайский выучит и будет более успешным», — рассказала председатель Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге.

Глава Карелии Александр Худилайнен отметил, что в нашей республике эта проблема стоит уже не так остро. В этом году конкурс на факультет прибалтийско-финской филологии один из самых больших, а в школах карельский, вепсский и финский изучают больше семи тысяч детей. Во многом это заслуга карельской творческой интеллигенции.

На сайте «Республики» уже год выходит проект «Уроки карельского». Его автор, редактор спецпроектов Елена Фомина, тоже стала участницей форума. По ее словам, о национальном можно рассказать красиво и интересно.

Елена Фомина— Многие считают национальную тематику занудной и устаревшей. Но не мы! Наши материалы о Карелии и карелах выходят на русском языке, подзаголовки дублируем на карельский/финский. Пишем обо всем — от истории до физкультуры.

Мы для каждого выпуска собираем очень большую базу картинок, фотографий, видеозаписей, работаем с Национальным архивом и Нацмузеем. Я очень надеюсь, что со временем школьники и студенты будут пользоваться «Уроками карельского» при подготовке рефератов.

Где брать деньги

Серьезной проблемой для национальных СМИ остается вопрос финансирования. По словам Маргариты Лянге, практически все они получают деньги от государства, а сами окупаются хорошо если на 10%.

При этом, рассказал замминистра связи России Алексей Волин, дотации выделяют только успешным изданиям, имеющим большой охват аудитории. И в этом кроется большая проблема.

Маргарита Лянге. Фото: Борис Касьянов.— Есть одно издание, которые выходит ежемесячно тиражом 200 экземпляров. Как вы думаете, стоит ли его поддерживать? — спросила заместителя министра Маргарита Лянге. — Наверное, нет, ведь 200 экземпляров – это ничто. Но это издание для народа на Сахалине, который насчитывает всего 600 человек. Получается, что это бешеный тираж.

Алексей Волин ответил, что критерии оценки достаточно гибкие, и к каждому проекту нужно подходить индивидуально.

Пример того, как национальные СМИ могут зарабатывать деньги, нашелся в Карелии. Издательство «Периодика» выпускает газеты и книги и в целом чувствует себя достаточно хорошо. Это один из путей, по которому могут пойти издания на национальном языке, считают гости форума.

На площадках форума более обсудили, как развивать печатную прессу, теле- и радиовещание и даже кино на национальных языках. Такой подход, считает Алексей Волин, очень правильный:

Алексей Волин. — СМИ на национальных языках должны развиваться как полноценные и полнопрофильные, их не надо ограничивать только вопросами культуры и образования. Сегодня человек, когда заходит на сайт или включает телеканал, хочет узнать из одного источника все, что происходит вокруг. Поэтому национальным СМИ надо подниматься из своих маленьких региональных окопов и начинать конкурировать с федеральными коллегами.