Все эти «ежели» да «кабы»

Спектакль с участием народного артиста России Евгения Стеблова открыл гастрольную часть фестиваля «Золотая маска» в Петрозаводске. На церемонию приехал президент фестиваля Игорь Костолевский. Он пожелал зрителям спектаклей, которые могут перевернуть жизнь.

Игорь Костолевский. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Игорь Костолевский. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

24 сентября на сцене Национального театра прошел спектакль по пьесе Островского «Не все коту масленица» в постановке Виктора Шамирова. В 2017 году спектакль был номинирован на высшую театральную премию «Золотая маска» как лучший спектакль, лучшая работа режиссера и лучшая мужская роль (Евгений Стеблов).

Перед спектаклем с журналистами поговорили актеры театра Моссовета, принявшие участие  в фестивале «Золотая маска», президент фестиваля Игорь Костолевский и Максим Воробьев, генеральный директор АО «Карельский окатыш», уже традиционно выступающего в роли партнера форума.

Евгений Стеблов сыграл в постановке роль купца Ахова, сватающего молоденькую бедную девушку (Александра Кузенкина), которая не знает, кого ей выбрать: богатого старика или его молодого, но бедного племянника (Марк Вдовин). Мать героини сыграла в спектакле Елена Валюшкина. Возможно, кто-то узнал в ней образ Марии, помощницы графа Калиостро из фильма «Формула любви», или мать невесты из фильмы Жоры Крыжовникова «Горько».

Участники пресс-конференции: Елена Валюшкина, Евгений Стеблов, Марк Вдовин и Александра Кузенкина. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Участники пресс-конференции: Елена Валюшкина, Евгений Стеблов, Марк Вдовин и Александра Кузенкина. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

По словам Евгения Стеблова, их версия пьесы Островского — деликатная и изящная.

— Я люблю этот спектакль и вообще обожаю Островского. Островский — гений, русский Шекспир. Конечно, он актуален и сейчас. И даже более актуален, чем в советское время, когда не было частной собственности и темы эти не работали. Взаимоотношения между людьми не изменились за века. Наша задача была не что показать, а как показать. У Островского, например, особая речь. Для молодых ребят она была непонятна, потому что сейчас так не говорят, — говорит Евгений Стеблов.

Евгений Стеблов. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Евгений Стеблов. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

О том, как тяжело было разучивать язык драматурга, говорит и актер Марк Вдовин.

— Было сложно, с истериками дома. Бьешься головой о стену и уже не можешь слышать этого текста Островского, все эти «ежели» да «кабы». А после премьеры думаешь: нет, все верно, только так  и нужно, — делится впечатлениям актер, сыгравший роль Ипполита.

Марк Вдовин не сразу освоил язык Островского. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Марк Вдовин не сразу освоил язык Островского. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Постановки классики в советские времена, по словам Евгения Стеблова, были особой наградой артистам, поскольку госзаказ был связан с пьесами современных авторов. «Сейчас, конечно, полная свобода: ставь, что хочешь. Но классику, думаю, играть сложнее. Нужна внутренняя культура», — говорит артист.

Именно внутренняя культура не позволяет артистам хулиганить на сцене, занимаясь импровизациями.

— Если нет культуры, лучше не импровизируй. Доводилось мне видеть, как артисты позволяют себе делать вещи, противоположные замыслу автора, — это дурной вкус. А с текстом импровизировать — это просто невежество. Не всем музыкантам дан талант играть джаз, даже хорошим. Если нет дара, лучше этого не делать вообще, — ответил Евгений Стеблов на вопрос про импровизацию.

Елена Валюшкина сыграла Марию в "Формуле любви" Захарова. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Елена Валюшкина сыграла Марию в «Формуле любви» Захарова. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

По словам Юрия Завадского, бывшего руководителя театра Моссовета, на которого ссылается Евгений Стеблов, даром импровизации, например, не обладал Сергей Образцов, который в прежние времена не только руководил Театром кукол, но и вел передачи на телевидении. У Завадского и Образцова был спор о том, кто из них первым получит «гертруду» — звание Героя Социалистического Труда. Получил Образцов, который, как считал Юрий Завадский, выдавал за импровизацию заранее приготовленный сценарий.

Свои походы в театр Евгений Стеблов делит на служебные (он — первый заместитель председателя Союза театральных деятелей России) и личные. Говорит, что ходит только на проверенные вещи. Считает, что в театре сейчас очень часто изобретают велосипед, и это естественно: «Каждое новое поколение для себя все заново открывает». О разнице поколений говорит без иронии:

— Я родился в 1945 году. Для мальчишек моего времени и позже не нужно было объяснять, что такое двор и дворовая культура. А молодые люди, занятые в нашем спектакле, родились позже, и они спрашивают у режиссера: а как это? А он им: «Ну, это как в «Старбаксе» общаться». Форма изменилась, а суть взаимоотношений, тем не менее, остается прежней, — говорит Евгений Стеблов.

Евгений Стеблов не любит самодеятельности на сцене. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Евгений Стеблов не любит самодеятельности на сцене. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Елена Валюшкина говорит, что в сценическом образе ее героини нет ничего от персонажа из фильма «Горько».

— Она и рядом с «Горько» не стояла. Мне понравилось работать с Андреем Першиным, который Крыжовников, он реально талантливый. Он, кстати, ученик Марка Захарова. Это мне привет такой оттуда. В фильме все сошлось, все было грандиозно и, как сказал Жора, у нас не было ни одного компромисса. Так же было и во время съемок картины «Формула любви», — рассказывает актриса Елена Валюшкина.

Президент фестиваля «Золотая маска» Игорь Костолевский похвалил журналистам нашу публику и сказал, что Петрозаводск в этом плане — особый город.

Игорь Костолевский и Максим Воробьев на встрече с журналистами. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Игорь Костолевский и Максим Воробьев на встрече с журналистами. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— 2019 год объявлен Годом театра, а «Золотая маска» осенью отмечает свое 25-летие. Для нас это очень важно, и я рад, что в канун этих событий мы уже в шестой раз приезжаем в Петрозаводск. Мы знаем, что «Золотую маску» здесь ценят, любят и ждут, — говорит Игорь Костолевский.

Он считает, что иногда один спектакль может перевернуть всю жизнь. В его творческой судьбе таким потрясением стала постановка Георгия Товстоногова «Три мешка сорной пшеницы» в БДТ. Олег Борисов играл там председателя сельсовета, вернувшегося с войны.

Поклонницы перед спектаклем подарили Игорю Костолевскому цветы. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Поклонницы перед спектаклем подарили Игорю Костолевскому цветы. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— Это история о том, как в период коллективизации у крестьян отбирали излишки зерна. В спектакле был антигерой, его играл Стржельчик. И вот в одном из диалогов Борисова и Стржельчика наступает острый момент, когда уполномоченный по изъятию хлеба спорит с председателем. И когда он замахнулся на Борисова, я не выдержал и почти в голос сказал: «Он же сейчас умрет, у него пуля под сердцем!». Вот так играл этот артист. Это было ошеломляющее впечатление! — поделился впечатлениями президент фестиваля «Золотая маска», пожелав и нашей публике хоть иногда испытывать подобные чувства в театре.

25 и 26 сентября на сцене Музыкального театра в 250-й раз покажет свой спектакль «Рассказы Шукшина» Театр наций. В главных ролях там выступят актеры Чулпан Хаматова и Евгений Миронов.