Время читать: популярность главной карельской библиотеки выросла в четыре раза

Оформить читательский билет с QR-кодом в течение нескольких минут, забронировать книги, не выходя из дома, получить и вернуть их в любое время дня и ночи – все эти возможности теперь доступны в Национальной библиотеке Карелии. Читатели их быстро оценили.

Один из героев советского фильма «Москва слезам не верит», где действие происходило на заре телевизионной эпохи, утверждал: со временем телевидение вытеснит всё – кино, театр, книги… В те годы находились люди, которые в это действительно верили. Когда уже в XXI веке началась эпоха гаджетов, зазвучали очень похожие высказывания: еще чуть-чуть, и бумажные книги, библиотеки станут никому не нужны. Всё можно будет скачать в интернете. Но время идет, планшеты и смартфоны становятся все дешевле и при этом совершеннее, а популярность библиотек не только не падает – наоборот, возрастает. И Национальная библиотека Карелии тому яркий пример.

Национальная библиотека Карелии

Национальная библиотека Карелии. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

18 ноября 2015 года одно из карельских изданий опубликовало статистику: каждые 6,5 минуты в библиотеку заходил посетитель. Как вспоминает директор библиотеки Марина Никишина, журналистов тогда такой поток читателей очень удивил. Миф «в библиотеку никто не ходит» к тому моменту уже укоренился…

Спустя ровно три года сотрудники библиотеки решили сравнить статистику и изучили количество тех, кто пришел сюда 18 ноября 2018 года. Выяснилось, что в этот день в библиотеке побывал 781 человек – то есть каждые 1,6 минуты в здание заходил посетитель. Таким образом, посещаемость выросла в четыре раза.

Марина Никишина

Марина Никишина. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Какие-либо неточности в этой статистике исключены: на всех трех входах в библиотеку стоят специальные устройства. Их основная функция – противокражная, аналогичные ворота можно увидеть в торговых центрах. В библиотеке на каждую книгу нанесена метка, в которой записана вся информация о конкретном экземпляре. Ее и считывают терминалы электронных устройств. Если некий «забывчивый» читатель попробует прихватить книгу с собой, не оформив ее выдачу, ворота тут же просигналят. Но одновременно они фиксируют и каждого посетителя, так что информация о количестве визитов в библиотеку обрабатывается автоматически. А с недавних пор еще и отображается на информационном экране в читальном зале в виде бегущей строки.

Библионочь

Библионочь. Фото: «Республика» / Николай Смирнов

Масштабная реконструкция Национальной библиотеки проводилась при поддержке Госкомиссии по подготовке к 100-летию Карелии и была полностью завершена в сентябре 2017 года. За время первого этапа было построено новое четырехэтажное здание-пристройка. Оно соединено галереей с залами исторической части здания, отреставрированными в ходе второго этапа реконструкции.

Книга в круглосуточном режиме

В год Национальная библиотека выдает почти 600 тысяч книг. В ноябре 2018-го заработали автоматические станции самообслуживания в фойе. Книгу можно забронировать, не входя из дома, на сайте библиотеки. К назначенному часу издание будет ждать читателя в полке бронирования. Для получения книги надо лишь поднести читательский билет к сканеру штрихкода. А сдать книгу можно так же самостоятельно, через терминал книговозврата. Услуга круглосуточная, воспользоваться ею можно даже ночью.

Новинка набирает популярность: сегодня около 20% выдачи и 27% возврата книг осуществляется через станции самообслуживания. Ежемесячно они выполняют 5-6 тысяч операций.

 

— Самые популярные дни использования станций самообслуживания – воскресенье и суббота. Люди охотно пользуются автоматизированными сервисами и в пятницу, когда библиотека читателей не обслуживает. Но знаете, когда станции работают активнее всего? В часы обеденного перерыва в будни! То есть читатели на обеде прибегают в библиотеку, чтобы получить или сдать книги, — говорит Марина Никишина.

«Билл Гейтс вырос в библиотеке»

И все же, почему прогнозы тех, кто ставил исключительно на гаджеты и электронные книги, не оправдываются? Почему востребованность библиотек растет? Тому есть несколько причин, убеждена Марина Никишина.

Создание масштабных электронных библиотек (речь, разумеется, о легальных ресурсах) оказалось не таким простым делом. С оцифровыванием и размещением в интернете тех же архивных документов или произведений авторов прошлых веков ситуация обстоит попроще, и процесс идет. А вот использование книг современных писателей жестко ограничено законом об авторском праве.

— Конечно, автора не может устроить, когда он едва успел отдать книгу в издательство, а она уже появилась в электронном виде. Автор хочет встречаться с читателями, презентовать свои произведения. Поэтому не только в России, но в мире книжный рынок сегодня стабилизировался на таком соотношении: примерно 25% составляют электронные книги и 75% — печатные. Полагаю, в ближайшем будущем это соотношение заметно не изменится, — говорит Марина Никишина.

Собственно, если читатель хочет в электронном виде скачать ту или иную книжную новинку, ему придется ее оплатить. Есть, конечно, и бесплатный вариант – например, через сервис «Литрес». Но для того, чтобы им воспользоваться, человек все равно должен прийти в библиотеку, оформить читательский билет, получить логин и пароль.

Таким образом, библиотека остается тем центром, который обеспечивает максимально равную доступность к информации, книгам, документам.

И это хорошо понимают люди, которые стояли у истоков создания Глобальной сети и современных технологий. Например, американский миллиардер, основатель Microsoft Билл Гейтс всегда оказывал библиотекам щедрую благотворительную помощь.

— Неудивительно: Билл Гейтс говорил о том, что вырос в библиотеке, с детства она играла очень важную роль в его жизни, — отмечает Марина Никишина.

 

Сегодня в библиотеку активно возвращаются студенты: во-первых, покупать учебники и пособия – это достаточно дорого. Во-вторых, здесь хранится почти 2 миллиона документов. С 1959 года Национальная библиотека выполняет функции Книжной палаты: всё, что издается в республике, в том числе периодика, есть в библиотечных фондах. Словом, это незаменимая база данных для исследовательских работ по самым разным направлениям.

Но что особенно важно – это то, что библиотека меняется вместе с обществом. Теперь не надо тратить немало времени на то, чтобы отыскать карточку книги в массивном шкафу-каталоге, новые технические возможности позволяют сделать все намного быстрее. Читатель может заказать сотрудникам нужный ему библиографический список, и они оперативно по электронному каталогу подберут издания практически на любую тему.

Площадка для творчества и общения

При этом традиционными функциями – хранение и выдача книг – задачи Национальной библиотеки не исчерпываются. Сегодня это площадка для социальной коммуникации, территория для общения, творчества, новых идей, место, где человек может встретиться с единомышленниками или авторами книг, принять участие в дискуссии, послушать лекцию, записать музыку. Или даже просто переждать дождь за чашкой кофе с газетой в уютном кафе.

— У нас в библиотеке даже стали праздновать детские дни рождения, — улыбается Марина Никишина. – Ребята приходят вместе с родителями на то или иное мероприятие, а потом все вместе идут к нам в кафе попить чай с блинами.

Для детей Национальная библиотека сегодня – это по-настоящему удивительный, яркий и интересный мир. Конечно, маленьких читателей здесь обслуживали и ранее, проводили образовательные, просветительские программы, сотрудничали со школами. Но прорыв в развитии удалось сделать, когда открылся Центр детского чтения.

 

Теперь в библиотеку записываются целыми классами – и не только школьники из Петрозаводска, но даже из Чалны, из Эссойлы. Когда дети приходят на экскурсию и видят комфортную игровую комнату, красочные издания на полках, компьютеры, технические новинки – уходить уже не хотят. Особенный восторг вызывает «поезд на потолке»: прямо над головами у читателей проложены рельсы, по которым возвращенные книги в специальных контейнерах едут в свои отделы, а заказанные издания – на станцию выдачи.

В итоге с момента открытия Центра детского чтения количество юных читателей (до 14 лет) выросло в два раза, а число выданных им книг – в 4,5 раза. Но, еще раз повторим, здесь не только выдают книги: об этих книгах, об их авторах сотрудники библиотеки рассказывают детям в доступной и увлекательной форме. И, конечно, проводят самые разные творческие занятия: мастер-класс по каллиграфии, например, или по созданию мультфильмов. Есть специальные занятия для ребят, которые находятся на семейном или домашнем обучении.

Для взрослых интересных мероприятий также очень много, в целом — 800-900 в год, по два-три события в день.

— Труднее сказать, о чем мы не говорим, чем перечислить тематику наших мероприятий, — говорит директор библиотеки.

Большой популярностью, например, пользуется клуб «Старая пластинка», где встречаются любители музыки прошлых лет. Желающих собирается так много, что в зале едва хватает места. Работают в библиотеке Карельский центр Николая Рериха, клубы любителей английского языка, творчества Владимира Высоцкого, краеведческий клуб, литературный клуб «СоНеТ» и так далее. Очень популярен проект «Читка», который ведет известная карельская писательница Яна Жемойтелите. Кроме того, в библиотеке проходят выступления солистов Музыкального театра, показ видеоверсий знаменитых спектаклей. И, конечно, различные выставки. Сейчас, например, до 28 февраля открыта выставка «Осиротевший берег», посвященная памяти сгоревшей в августе прошлого года Успенской церкви в Кондопоге. Впереди – открытие выставки акварельных работ карельского художника Ильи Падчина «КАЛЕВАЛА» в петроглифах и природе».

Марина Никишина

Марина Никишина. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Марина Никишина признается, что ей очень бы хотелось проводить в библиотеке выставки частных тематических коллекций, самых различных: от фотоаппаратов до, например, вьюшек от старинных печей. Но деятельность выставочного зала расписана на месяцы вперед: он очень востребован, поскольку в городе совсем немного площадок, где авторы или организаторы экспозиции могут не просто показать работы, но и пообщаться с посетителями.

В планах библиотеки – развитие новых услуг и электронных ресурсов, появление студии звукозаписи, дальнейшее оснащение оборудованием для людей с ограниченными возможностями здоровья (незрячих и глухих). Здесь очень надеются на масштабный национальный проект «Культура», в рамках которого развитие библиотек объявлено одним из приоритетов.

— Я согласна с мнением своего коллеги, генерального директора Государственной публичной научно-технической библиотеки России Якова Шрайберга, — добавила Марина Никишина. — Он сказал: «Те, кто говорят, что у библиотек нет будущего, либо не владеют сутью вопроса, либо не представляют, как должно развиваться современное общество. Я уверена в хорошем будущем для библиотек и думаю, что без них невозможно построить цивилизованное общество». Развитие и востребованность Национальной библиотеки Карелии полностью подтверждает эту точку зрения.

Национальная библиотека в цифрах и фактах

— За 2017 год новые читательские билеты получили 1 тыс. 222 человека, за 2018 год – уже 4 тыс. 894 человека

— Самый возрастной читатель – 1921 года рождения

— Самый молодой читатель – 2017 года рождения

— 58% читателей – петрозаводчане, 32% — жители районов Карелии, 8% — жители других регионов, 2% — представители иностранных государств.