Великолепный вандализм

Фасад кинотеатра «Калевала» теперь украшают герои легендарного эпоса – творения пермского художника Александра Жунёва. Но, как оказалось, разрешения на рисунок автору работы администрация Петрозаводска не давала.

Рисунок на кинотеатре «Калевала» в Петрозаводске закончен: теперь с о одной стороны на здании красуется Илмаринен, с другой — его невеста.

— Проект называется «Сплетение начал», — рассказал его автор Александр Жунев. — Здесь и сюжет из «Калевалы»: Илмаринен кует Сампо – счастье для народа, а его невеста плетет нить судьбы — соединяется с современной техникой и яркими красками.

О замысле рисунка Александр рассказывает с удовольствием. Его «эпическая открытка» показывает вечный круговорот энергии: Илмаринен кует Сампо — уносит энергию из семьи на благо народа, его невеста плетет нить судьбы — возвращает обратно в семью. С одной стороны зритель видит только мужчину, а с другой — только женщину.

Чтобы показать всем замысел, организаторы планируют сделать 3D-панораму рисунка и видеоролик, на котором будет видно, как он изменяется. Но пока они не успели – смотрите версию «Республики»:

Увидеть и мужчину, и женщину одновременно невозможно, но у рисунков все же есть кое-что общее: белые с черными линиями панели.

— Они как чистый лист, потому что, что получится из союза мужчины и женщины пока неизвестно, — поясняет художник. — И тут уже задача каждого из вас – домысливать. Я сам не знал, что будет на передних торцах. Я когда рисовал второй портрет, хотел увидеть, не будут ли сегменты первого мешать второму и наоборот. И увидел: на ее лице были синие полоски, они ломали форму. Я понял, что если оставлять цвета, портреты не получатся. Я решил оставить все белым, но границы и того, и другого нанести. И каждый из вас может их сам раскрасить.

Рисункок на «Калевале»

Рисункок на «Калевале». Фото: «Республика» / Николай Смирнов

Не обошлась такая большая работа без курьезов: как оказалось, рисунок не согласован с администрацией Петрозаводска.

— Выходит, нам вообще не разрешили это делать, — рассказала Светлана Кольчурина (она пригласила Александра Жунева в Петрозаводск). — Когда Саша первый раз еще приезжал, мы ходили к главному архитектору города: по правилам так делается, улица ведь практически центральная. Собственники были согласны, но такие масштабные рисунки нужно согласовывать с администрацией города. Мы с Инной (хозяйкой кинотеатра) собрались, распечатали макет, пошли. Думали, за пять минут управимся, что нам скажут, какие мы молодцы. Но не прокатило: нам сказали, нет, рисунок испортит архитектуру этого монументального здания. Разобьет его пополам. Словом, странные были аргументы. Мы так и не получили эту подпись. Но Инна взяла на себя ответственность, и рисунок появился.

Рисунок на «Калевале»

Команда организаторов. Фото: «Республика» / Николай Смирнов

А Петрозаводск как будто сам хотел, чтобы рисунок появился: в первую ночь, когда художнику нужно было работать с проектором, тучи заволокли ясное небо, убрав ненужный свет. А первая капля дождя упала, когда работа была полностью закончена.

Художник считает, что «Калевала» — это то, что может запомниться приезжему человеку. Александра очень увлекают такие сюжеты: пока рисовал, постоянно думал об эпосе.

Александр Жунёв. Фото: «Республика» / Николай Смирнов—Я, честно говоря, испытывал недоумение: чего они все перлись в эту Похьелу за невестами? Чего, своих не было? Почему злая Лоухи не отдавала дочь в жены – вроде, классные парни, такие чудеса творили. А потом понял, что Похьела – это ассоциация с немного другим мироустройством. В Калевале патриархат был, а в Похьеле – Лоухи, женщина заведовала всем. Мы, мужчины, не очень это понимаем, но это настолько же истинно, как и наше. Просто оно другое. Из этого конфликта взаимодействия мужского и женского и рождается гармония. Этим «Калевала» и интересна, и поэтому я ее изобразил здесь – здесь есть взгляды с разных ракурсах. С этого ракурса посмотрите: 70% мужика, 30% бабы, с другого – другое соотношение. Так каждый для себя получает гармонию.

Еще когда рисовал, чувствовал родство с Илмариненом – хотелось делать что-то, чтобы и себе было хорошо, и всему народу, — подытожил Жунев.

А натурой для девушки стала жена художника. Есть ли какой-то скрытый смысл в этом? Ответил просто: «Да. Я очень ее люблю».

Осенью Александр планируете приехать в Петрозводск еще раз: собирается делать арт-объект на одном из деревянных зданий города. На каком — пока секрет. Идея: делать портреты из опавших листьев.

А еще можно подумать о раскрашивании городской администрации – уж очень там соблазнительные панели…

Абзац