Великий пост: что можно, что нельзя

Во время самого строгого поста иногда нельзя есть почти ничего, а иногда можно и икру, и даже вино: полный гид духовных и телесных правил на ближайшие 48 дней.

Великий пост — самый длинный и строгий в году. Это время воздержания физического и духовного, подготовки к главному христианскому празднику – Пасхе.

Великий пост длится семь недель или 48 дней: начинается с Чистого понедельника и заканчивается Страстной субботой накануне Пасхи. Он состоит из Святой Четыредесятницы — образа 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне — и Страстной седмицы, предшествующей Пасхе.

За историю христианства пост, конечно, эволюционировал. Если во II веке христиане ничего не ели и не пили 40 часов перед Пасхой, то позже некоторые стали поститься шесть дней – в память о последних днях земной жизни Христа. Длительный пост стали соблюдать с начала V века.

Правила

Если строго следовать Типикону – церковному уставу, то в Великий пост есть можно только один раз в день, рацион нужно ограничивать хлебом, водой, сырыми овощами без масла. В некоторые дни хорошо полностью отказаться от пищи и воды (например, в понедельник и вторник первой недели).

Типикон

Этот Типикон издали в 1695 году на московском Печатном дворе. Хранился в Вознесенской церкви на горе Секирной Соловецкого монастыря. Сейчас — в Архангельском краеведческом музее. Фото: museum.ru

Субботы и воскресенья не считаются постными днями. Разрешается поесть два раза за день. В блюда добавляют растительное масло. Можно выпить бокал вина.

Такие строгости связаны с основной идеей поста – пища должна быть дешевой и простой, а освободившееся время и деньги христианин должен тратить на участие в богослужениях и добрые дела.

Но пост не должен вредить здоровью. С учетом человеческих немощей со временем в уставе церкви появились исключения для тех, кто не может блюсти пост по всей строгости. Разрешили есть рыбу, горячие овощные блюда с растительным маслом.

Благодаря многим изменениям, которые пережили правила поста, сегодня их трактуют по-разному. Но, объединив рекомендации, можно получить некий алгоритм.

Современные правила Великого поста выглядят примерно так:

Запрещается есть продукты животного происхождения: мясо, молоко, яйцо, рыбу, растительное масло.

Исключения:

  • в праздничные дни Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное воскресенье (последнее перед Пасхой) разрешается рыба;
  • в Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно есть икру;
  • по субботам и воскресеньям и в Страстной четверг (последний перед Пасхой) в день сорока Севастийских мучеников (22 марта), в день святителя Григория Двоеслова (25 марта) разрешается растительное масло.
  • в первый день поста — Чистый понедельник — и в предпоследний — Страстную Пятницу — желательно обходиться без пищи.

Духовный пост

Христиане различают физический пост и духовный. Первый предполагает воздержание в пище, в алкоголе, во сне, в супружеском общении.

Духовный пост предполагает молитвенное устремление к Богу, подвиг милосердия и любви, смягчение нрава и преображение души. Все же главная цель поста — нравственно возвысить человека.

Иоанн Златоуст

Святой Иоанн Златоуст

— Что пользы, когда мы проводим пост без добрых дел? Если скажет иной: «Я постился всю Четыредесятницу», ты скажи: «Я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил ее…» Для мореходов нет никакой пользы в том, что они переплывут большое пространство моря; но полезно для них, когда приплывут с грузом и со многими товарами. И для нас нет никакой пользы от поста, когда мы проведем его просто, как-нибудь… Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии сорока дней проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого поста он еще продолжается, и будет с нами постоянная от него польза.

Таким образом, во время поста следует усиленно молиться, чаще посещать церковные службы, причащаться. Верующие борются со своими пороками: стараются не сквернословить, не злобствовать и так далее по списку грехов и, наоборот, развивают в себе добродетели, помогают ближним.

Седмицы

Каждая из семи недель Великого поста имеет свое значение. Каждое воскресенье верующие вспоминают какое-либо важное событие.

В первую седмицу празднуют «Торжество православия». Это память о борьбе с ересью иконоборчества. В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитать иконы. В результате их уничтожали тысячами. Тех, кто отказывался следовать императорскому указу, подвергали гонениям. Восстановили почитание святых образов только в 843 году по инициативе императрицы Феодоры.

На второй седмице Великого поста вспоминают святителя Григория Паламу. Будучи епископом Фессалоник, он в XIV веке победил в одном из самых сложных богословских споров: каким образом сотворенный Богом мир связан со своим Создателем и существует ли эта связь вообще.

Григорий Палама

Византийская икона Григория Паламы XIV века. Хранится в пушкинском музее изобразительных искусств в Москве. Фото: pravicon.com

Святитель Григорий Палама: Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям.

Учение Григория Паламы наиболее полно выразило церковное понимание важных для каждого христианина вопросов. Поэтому Церковь и чтит его память во вторую неделю Великого поста.

Третью седмицу называют Крестопоклонной. В третье воскресенье на Всенощном бдении из алтаря храмов выносят украшенный цветами крест, который находится посреди храма до пятницы четвертой седмицы. В христианстве крест – один из главных символов. Он служит напоминанием об искупительной смерти Иисуса Христа и его воскресении.

В четвертую седмицу вспоминают святого Иоанна Лествичника. Для верующих он стал примером постнической жизни.

Святой Иоанн жил 13 веков назад в Синайском монастыре. Будучи монахом, Иоанн нашел золотую середину в праведной жизни. Он не стремился к особым подвигам: ел, сколько можно, спал, сколько требует организм, много молился, читал. Не впадая в крайности, монах достиг особых духовных высот. Иоанн оставил последователям книгу — «Лествицу», где простым языком объяснил сложнейшие вопросы духовной жизни. Эта книга и сегодня одна из главных для христиан, а ее создатель вошел в число особо почитаемых святых.

Иоанн Лествичник

Икона преподобного Иоанна конца XIV — начала XV вв. из монастыря святой Екатерины на Синае.

Святой Иоанн Лествичник: «Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как я могу его осуждать?» Ты сделаешь таким образом два добра и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего».

Во время пятой седьмицы Великого поста почитают преподобную Марию Египетскую. Мария жила в пятом веке в Египте. В 12 лет она убежала из дома и стала блудницей. Но это не помешало ей стать примером праведной жизни.

Спустя 17 лет разгульной жизни Мария случайно оказалась в Иерусалиме. Однажды из любопытства она решила зайти в Иерусалимский храм. Но не смогла этого сделать. Несколько раз женщина пыталась вместе с толпой паломников попасть внутрь. Но как только ее нога касалась порога, толпа отбрасывала Марию к стене, а все остальные беспрепятственно проходили внутрь. Марию это напугало и расстроило.

Тут женщина увидела образ Божией Матери, который висел в притворе храма. Она обратилась к Богородице и пообещала изменить свою жизнь. После этой молитвы женщина смогла попасть в храм вместе со всеми.

Икона преподобной Марии со сценами из жития. Россия, XIX век. Источник: pravicon.com

Икона преподобной Марии со сценами из жития. Россия, XIX век. Источник: pravicon.com

После Мария Египетская ушла в пустыню, где 37 лет боролась со своими страстями. Святая показала, что человек является хозяином своей судьбы, но распоряжается ею по-разному. Однако у каждого есть возможность с Божией помощью изменить себя к лучшему даже в самых сложных ситуациях.

Шестую седмицу Великого поста принято называть «неделей ваий». Так в Греции называют широкие листья пальм, которыми жители Иерусалима устилали дорогу перед въезжающим в город Иисусом Христом. В воскресенье этой седмицы празднуют Вход Господень в Иерусалим. В этот день Христос предстал перед людьми как Мессия, Спаситель мира. В тоже время вход в Иерусалим стал началом Крестного пути Иисуса.

В России этот праздник называют Вербным воскресеньем. Пальмовые листья у нас заменяют ветки вербы. Их приносят в храм, ими украшают дом.

Шестой седмицей Великого поста заканчивается Четыредесятница, после которой идет Страстная седмица. Эти дни напоминают верующим о последних днях земной жизни Иисуса Христа его страданиях и казни на кресте. Заканчивается седмица Пасхой – праздником Воскресения Христова.

Вход Господень в Иерусалим

Вход в Иерусалим икона начала XVIII века из Преображенской церкви на острове Кижи. Источник: pravicon.com