Театральная революция

Карельские актеры требовали землю и деньги, а получили по «маске». Впрочем, несмотря на декларацию принципов равенства и справедливости «масок» на всех не хватило.

Церемония награждения лауреатов премии «Онежская маска» прошла 27 марта на сцене Театра кукол в духе капустника на юбилейную революционную тему. Транспаранты из кумача, ведущие в кожанках, живые фигуры на сцене, маузеры за поясом комиссаров от искусства и пламенные речи, танцы и песни — таким был антураж представления.

Александр Довбня задавал ритм всему празднику. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Александр Довбня задавал ритм всему празднику. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Карельское театральное искусство оказалось близким и исполняющему обязанности губернатора Артуру Парфенчикову. Приветствуя лауреатов, он рассказал публике о том, как в детстве играл роль сына Петра Анохина в телепостановке Юрия Львовича Хороша. И добавил, что иногда жалеет, что не состоялся как профессиональный актер.

Лауреатами «Онежской маски» стали актеры и актерские коллективы, представившие лучшие, по мнению жюри, работы двух последних театральных сезонов. При этом жюри решило не присуждать премии в двух номинациях: без награды остались претенденты на лучшую роль в детском спектакле и лучшую мужскую роль второго плана. Эти две «маски» добавили в номинацию «Лучший актерский ансамбль»: вместо одной награды — три. Искусство потребовало жертв.

Лучшими актерскими ансамблями были признаны артисты, играющие в спектакле «Сын-медведь» Национального театра, участники постановки на тему войны «Не покидай меня» в негосударственном театре Ad Liberum и актерский коллектив в спектакле «Хаос» Национального театра.

Получилось, что без наград не остался и коллектив театра «Творческая мастерская». Оказалось, что здесь служат лучшие исполнительницы ролей первого и второго плана. Актриса Наталья Мирошник (Костина) получила премию «Онежская маска» за лучшую женскую роль последних сезонов — жюри отметило ее работу в драме «Любовь. Письма». А Ольга Саханова была награждена за роль Гали в спектакле «Раз. Два. Три».

Актер этого же театра Владимир Мойковский стал лауреатом премии в номинации «За честь и достоинство» от Правления Союза театральных деятелей Карелии. В ответной речи Владимир Игоревич обратился к Артуру Парфенчикову, пожелав руководителю «скорее обращать взор на работников культуры», помня о собственной театральной молодости.

Сценический дебют Артура Парфенчикова не попал в поле «Онежской маски», зато актер Антон Верещагин, актер Театра кукол, был отмечен премией как лучший дебютант. На жюри произвела впечатление его роль Кристиана в спектакле «Стойкий оловянный солдатик». Антон Верещагин, молодой актер, не так давно вошедший в труппу театра, сейчас становится одним из самых заметных членов коллектива.

Антон Верещагин стал обладателем премии в номинации "Дебют". Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Антон Верещагин стал обладателем премии в номинации «Дебют». Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Сам Театр кукол становится все более заметным театральным коллективом в России. Спектакль «Железо» будет показан в Москве в рамках фестиваля «Золотая маска», претендуя на получение самой престижной театральной награды страны. Между тем, «Онежская маска» у создателей «Железа» уже есть. Жюри присудило ее артистам в номинации «Форс-мажор».

Директор театра кукол Любовь Васильева, принимая награду за "Железо", представилась по-товарищески Любой. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Директор театра кукол Любовь Васильева, принимая награду за «Железо», представилась по-товарищески Любой. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Состояние форс-мажора было обозначено на лице артиста Музыкального театра Такахиро Цубо, которому досталась «Онежская маска» за роль Пака в балете «Сон в летнюю ночь». Нужно сказать, что эта награда стала единственной для Музыкального театра, выдвинувшего на премию актерские работы в двух операх «Волшебная флейта» и «Пиковая дама», двух балетах «Дон Кихот» и «Сон в летнюю ночь» и музыкальной сказке «Красавица Насто».

Такахиро Цубо - лучший актер Карелии. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Такахиро Цубо — лучший актер Карелии. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Премия, которую никогда не обсуждает жюри, вручается в номинации «За преданность театру». В этом сезоне лауреатом «Онежской маски» в этой номинации стала актриса Виено Кеттунен. Виено Григорьевна, только что отметившая 80-летний юбилей, сказала о том, что профессии надо  честно служить до конца и работать до тех пор, пока театр в тебе нуждается. «Я думала пойти на отдых, но пока нельзя», — добавила артистка, занятая в значительной части репертуара Национального театра.

Виено Кеттунен. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Виено Кеттунен. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Специальную премию театроведов из секции критиков при Союзе театральных деятелей Карелии получил художник Егор Кукушкин, оформивший в Национальном театре спектакли «Дорога в Небыван» и «Сын-медведь». Известный в городе художник не так давно занимается оформлением спектаклей, но каждая его сценографическая работа сделана точно в стилистике материала, функциональна, практична и удобна для актеров.

Егор Кукушкин получил "маску" в свой день рождения. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Егор Кукушкин получил «маску» в свой день рождения. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Республиканская театральная премия «Онежская маска» прошла в Петрозаводске в 16-й раз. Её организатор – Союз театральных деятелей Карелии, который на добровольных началах проводит фестиваль, организует работу критиков и финальное представление.

Смотр лучших актерских работ проходил с 18 по 26 марта. Члены жюри ежедневно смотрели по несколько спектаклей на площадках города. Спектакли, не вошедшие в афишу, критики смотрели в видеозаписи. Жюри в этот раз было экспериментальным: в его состав вошли актеры и молодые журналисты. Профессиональным критиком был председатель жюри Глеб Ситковский – московский театровед, эксперт «Золотой маски».

Нынешнее распределение наград оставило некоторые вопросы. Почему желание жюри отметить актерские ансамбли лишило актеров в двух номинациях права на победу? Был ли у представителей жюри достаточный опыт для того, чтобы оценить качество работы актеров в опере и балете? Насколько состоятельно решение включить в основной состав жюри актеров, а не критиков?

Пока эти вопросы висят в воздухе.

Хорошие карельские книги. Почти даром