Ученые и художники поговорили о спасении искусства на примере «уничтоженных» картин о Териберке

В петрозаводском медиацентре «Vыход» прошла первая из трех дискуссий по мотивам выставки художника Сергея Терентьева «ТЕ-РИ-БЕР-КА. Руины живописи».

В медиацентре «Vыход» накануне вечером состоялся разговор по мотивам выставки известного карельского художника Сергея Терентьева «ТЕ-РИ-БЕР-КА. Руины живописи». Ученые и художники из Москвы, Твери, Петрозаводска, Мурманской области и Польши рассуждали на тему «Что спасает искусство?». Участники из других городов подключились к беседе через Zoom. Почву для дискуссии дали 27 живописных полотен Терентьева, созданных после поездки в мурманский поселок Териберка (на выставку попали 11 работ).

Сами картины в петрозаводском медиацентре «Vыход» показали на октябрьской выставке. В ноябре мысль творческой группы Сергея Терентьева пошла дальше: художница Наталья Логинова одну за одной «уничтожила» несколько работ с помощью химических растворителей. Результат, выставленный сейчас в «Vыходе», должен натолкнуть зрителя на самые разные мысли и эмоции. Посетители могут оставлять свои впечатления в журнале, некоторые отзывы стали частью экспозиции.

Чаще всего людям жаль безжалостно стираемых полотен. Самому Терентьеву — нет.

Сергей Терентьев. Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Сергей Терентьев. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

«У меня все-таки более философский проект, — рассказал «Республике» Сергей Терентьев. — Когда я был в Териберке, я увидел, что всё это больше напоминает такую метафорическую машину времени. Потому что на Севере всё немного оголено, например, рельеф местности, который сформирован двумя последними ледниками. И ты понимаешь, что там есть вещи, которые еще помнят приход первых людей. Сначала там жили поморы, потом всё это стало советским колхозом, который тоже понемногу исчезает, потому что изменились обстоятельства. Можно горевать по этому поводу, потому что, когда смотришь на всё человеческое в нынешней Териберке, становится, конечно, грустно, так же, как многие горюют, глядя на испорченные картины. Но ведь планете-то в принципе всё равно».

Кроме эстетических и философских впечатлений зрителям предлагается возможность купить и спасти любую картину из терентьевского цикла о Териберке. Из 11 полотен 10 «уничтожены», одна картина выкуплена и потому предстает в первозданном виде, без обработки химикатами.

«У меня не было сожаления, как некоторые зрители говорили о том, как можно уничтожать живопись. Я не воспринимала это как уничтожение. Это неизбежность, логичный финал, — заявила нашему изданию художник, дизайнер медиацентра «Vыход» Наталья Логинова.

Наталья Логинова. Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Наталья Логинова. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

Интересно, что в этом проекте Наталья Логинова не называет себя соавтором.

«Я не соавтор, процесс от меня мало зависел, это химическая реакция, скорее, можно было просто предсказать результат в зависимости от того, какие пигменты, какие краски использовались при создании картины. Например, если больше красного в картине, то она почти полностью сойдет. Если синего — то, конечно, больше останется. Я смотрела на этот процесс именно так», — объяснила художник.

Во время дискуссии Сергей Терентьев предложил ученым и художникам осмыслить будущее искусства сквозь призму маленькой Териберки и ее художественные образы. Речь заходила и о геологии, и об экономике, и об экологии. Запись беседы можно посмотреть на YouTube.

Отметим, что выставка в медиацентре «Vыход» является частью ежегодной акции «Ночь искусств». Большинство мероприятий акции пройдут онлайн сегодня, 4 ноября, многие посвящены Дню народного единства.