Трип-хоп по-карельски: музыканты из Петрозаводска пишут альбом на ливвиковском наречии

Песни коллектива Ilmu рассказывают о красоте и величии карельской природы. Чтобы их написать, автор проекта Татьяна Ткаченко специально пошла на языковые курсы. Сейчас команда работает в студии: соединяет бодрые электронные ритмы со звуками народных инструментов. Идея альбома родилась несколько лет назад, а в этом году воплощается благодаря гранту главы республики.  

Песни на карельском языке обычно поют под карельские же инструменты — кантеле, йоухикко. Ну в крайнем случае под аккордеон или еще что-то столь же народное. А если нежные напевы на ливвиковском наречии соединить со скрипкой, электронным битом и электрогитарой? И сдобрить это все загадочными шепотами, звуками животных и птиц?

Над этими вопросами сейчас работают участники проекта Ilmu. Его цель — создать восемь музыкальных композиций, вобравших в себя традиционное и современное, народное и авторское.

Кантеле - один изз инструментов, задействованных в проекте. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Кантеле — один из инструментов, задействованных в проекте. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Идея проекта несколько лет назад возникла у педагога по вокалу Татьяны Ткаченко. Источником вдохновения стала карельская природа, суровая и прекрасная.

«Когда мои родители построили дом на озере, я часами бродила по скалам вдоль берега, и там начали рождаться первые композиции, — рассказывает Татьяна. — А потом я подумала, что здорово было бы исполнять песни о Карелии именно на карельском языке, тем более что у меня есть национальные корни: моя прабабушка была карелкой. В итоге я записалась на языковые курсы, а потом начала заниматься с педагогом. Стала пытаться что-то сочинять, тексты дорабатывались, постепенно доводились до нужного результата».

В итоге у Татьяны получилось восемь песен, которые рассказывают о красоте и величии карельского края: реках и болотах, скалах и лесных чащах. Человек если и появляется, то не в качестве главного героя: он лишь сторонний наблюдатель, глазами которого мы видим картины природы.

Ливвиковское наречие для таких текстов подошло как нельзя лучше: оно, говорит Татьяна, очень красивое и мелодичное. А еще имеет богатый словарный запас именно для описания природных явлений: карелы ведь издавна жили среди лесов и озер, и это очень сильно отразилось в их лексиконе.

Татьяна Ткаченко. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Татьяна Ткаченко. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Работа на студии занимает много времени, но результат того стоит. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Работа на студии занимает много времени, но результат того стоит. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Писать песни на языке, который только изучаешь, — дело непростое. Но с помощью преподавателя карельского Татьяны Барановой тексты удалось довести до ума.

«И потом, поэзия — это ведь понятие широкое, здесь есть свобода действий, — объясняет Татьяна Ткаченко. — Необязательно везде должна быть рифма, строчки не обязательно должны быть ритмически одинаковыми. Можно делать множество вариаций, и поскольку я до этого сочиняла песни и на русском, и на английском, я постаралась все мои навыки приложить к новому языку».

Песни Татьяна исполняет сама, за музыку отвечает ее супруг Алексей и другие музыканты. Костяк команды — четыре-пять человек, которые участвуют в большинстве композиций. Еще несколько присоединяются к проекту сессионно.

Музыкальное обрамление для карельских текстов выбрали необычное — микс электроники, народных и классических инструментов. Сами музыканты определяют свой стиль как trip-hop и world music.

«На национальные мотивы мы практически не ориентируемся, не считая одной композиции, где есть некие пересечения с карельской музыкой, — говорит Алексей Ткаченко. — В остальном мелодии проекта — это результат нашей творческой работы. Каждый музыкант что-то свое вкладывает, в зависимости от того, кто на каком инструменте играет».

Сейчас в проекте задействованы синтезатор, кантеле, йоухикко, баян, скрипка, электрогитара и акустическая гитара. Но аранжировки постоянно меняются, и инструментов, возможно, станет больше — была, например, идея ввести в одну из песен партию на пиле.

Алексей Ткаченко. Фото: Лилия Кончакова

Алексей Ткаченко. Фото: Лилия Кончакова

Запись гитарной партии. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Запись гитарной партии. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Запись гитарной партии. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Запись гитарной партии. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Для проекта удалось подобрать очень сильную команду, говорит Алексей: в состав Ilmu вошли опытные музыканты, которых в Карелии хорошо знают. Один из них — участник группы Sattuma Владислав Дёмин. В проекте он отвечает за скрипку, а также йоухикко и кантеле — нотки национального, карельского среди гитар и электроники.

«У того же йоухикко возможности, конечно, большие, но сильно ограниченные по сравнению, например, со скрипкой. Концерт Паганини на нем не сыграешь. И эти ограничения сами по себе диктуют некоторую традиционность. Я не пытаюсь подгонять свои партии под народные наигрыши, которых довольного много записали в начале 20 века в Карелии. Но то, что я играю, эти наигрыши действительно может напоминать», — объясняет Владислав.

Музыкант пришел в проект, заинтересовавшись художественной стороной процесса. Синтез современного и народного — это, в общем-то, не новаторство: мир знает много коллективов, соединявших фолк и рок или фолк и электронику. Но воплощается этот сплав всегда по-разному, и поиск своего пути – это самое интересное.

«Поездив по разным фестивалям, понимаешь, что мало кто сегодня стремится к чисто народной музыке. Она ведь была не совсем концертная, в нее всегда вовлекались люди, которые присутствовали на мероприятии, будь то свадьба или ярмарка, — объясняет Владислав. — А когда музыка презентуется на концерте, между исполнителем и зрителем образуется дистанция. Поэтому очень многие музыканты ищут свой ответ на вопрос, как сохранить народное ощущение и облечь его в интересную и презентабельную для зрителя форму».

Владислав Дёмин... Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Владислав Дёмин… Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

...и его йоухикко. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

…и его йоухикко. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Работа над альбомом сейчас в самом разгаре: музыканты записывают параллельно четыре или пять композиций. Студийную запись — недешевое удовольствие — оплачивают за счет гранта главы Карелии. Его недавно получила общественная организация «Содружество народов Карелии», которое выступило куратором проекта Ilmu.

«Наша организация очень хотела поддержать молодых музыкантов, мы понимаем, что проект будет очень современным, красивым, содержательным, — говорит председатель содружества Людмила Давыдова. — Первый сингл выйдет в свет уже в августе. Мы опубликуем его в соцсети, на YouTube, на различных музыкальных платформах и, конечно, будем ждать ответной реакции слушателей. А итогом проекта будет большой онлайн-концерт, который смогут увидеть все жители Карелии».

Людмила Давыдова. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Людмила Давыдова. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Концерт запланирован на декабрь. К тому времени появятся не только студийные записи песен: участники проекта запишут музыкальную открытку к юбилею Карелии, снимут клип на одну из композиций и запустят музыкальную викторину. Кроме того, в рамках проекта выйдет 500 дисков с записью альбома. Продавать их не будут — подарят победителям викторины, гостям республики и всем, кто заинтересуется творчеством музыкантов. Тем более, что, даже когда проект завершится, коллектив Ilmu расходиться не планирует.

«Понятно, что сейчас выступать нельзя по всем известным причинам. Поэтому пока мы ориентируемся на онлайн-формат, — говорит Алексей Ткаченко. — Но когда ситуация изменится в лучшую сторону, будем стремиться к выступлениям, участию в фестивалях».