Третий не лишний

Знаменитая скульптурная группа в Петрозаводске может обрести свой исторический облик. Когда-то она состояла из трех фигур: женщина с двумя детьми. Много лет назад одна из скульптур была безвозвратно утрачена. «Республика» разбирается, кто и за какие средства хочет восстановить объект в его первозданном виде.

Роддом им. Гуткина. Скульптура

Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

Когда-то их было трое: женщина и два мальчика. О том, что известная скульптурная композиция возле петрозаводского роддома им. К.А. Гуткина первоначально имела иной облик, «Республика» в свое время уже писала. Да и при самом беглом взгляде на изваяние становится понятно, что какого-то фрагмента в этой группе явно недостает: женщина отвернулась от ребенка, которого держит на руках, и смотрит в другую сторону. Главный врач роддома Евгений Тучин рассказывает, что историей скульптур заинтересовался давно и пытался выяснить, куда же пропал второй мальчик.

Евгений Тучин. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Евгений Тучин. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

— Мы обращались в городской архив, узнали, что изначально скульптурная композиция была установлена совсем в другом месте, в районе улицы Луначарского. Там до войны, если я не ошибаюсь, находилось училище по подготовке нянечек, воспитателей для детсадов. И эта скульптурная группа, тогда еще состоявшая из трех изваяний, стояла во дворе учебного заведения. Есть фото, где «Мать с детьми» запечатлена на фоне руин разрушенных в войну зданий, — рассказывает Евгений Тучин.

Речь идет о снимке из финского фотоархива времен войны. Подпись к фото гласит: «В Аанислинна (так финны называли оккупированный Петрозаводск – прим. ред.) множество художественных скульптур: так называемое семейное счастье».

Скульптура «Мать с детьми» в годы войны. Фото: <a href="http://sa-kuva.fi/">sa-kuva.fi</a>

Скульптура «Мать с детьми» в годы войны. Фото: sa-kuva.fi

А на улице Луначарского до войны действительно располагался дошкольный педагогический техникум (в период оккупации учебное заведение было эвакуировано).

Следующий фотодокумент относится уже к 1963 году. На этом снимке скульптурная группа стоит возле роддома, и детей пока еще двое.

— Когда фрагмент скульптуры пропал, неизвестно. Я спрашивал у наших старейших сотрудников, они говорили: «Да, припоминаем, был там еще один мальчик…» Некоторые из них даже помнят, что у основания композиции был фонтан, а рядом в небольшом палисаднике располагалась еще одна скульптурная композиция: дети водили хоровод. В нишах самого здания по обе стороны от главного входа также стоят две женские скульптуры. Как удалось выяснить, у одной из девушек когда-то в руках было весло. Но когда и как исчезли все эти элементы, уточнить так и не получилось, — продолжает главврач.

На фото начала 60-х годов, кстати, видно, что весла девушка к тому моменту уже лишилась.

ФОТО: Родильный дом г. Петрозаводска. Автор Е.Щеглов. / Источник: <a href="http://arhiv.ptz.ru/">arhiv.ptz.ru</a>

Фото: Родильный дом г. Петрозаводска. Автор Е.Щеглов. / Источник: arhiv.ptz.ru

Девушка без весла. Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

Девушка без весла. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

У Евгения Тучина возникла идея восстановить если не все скульптуры, то хотя бы центральную композицию в ее первоначальном облике. Но собственных средств на это у бюджетного учреждения нет.

При этом недавно на российской краудфандинговой платформе Boomstarter.ru была опубликована инициатива о реставрации скульптуры. Инициаторы сняли и выложили небольшой видеоролик, в котором рассказали, какими они мечтают видеть фасад роддома и территорию вокруг, а также объявили сбор пожертвований на реконструкцию скульптурной композиции и благоустройство.

Евгений Тучин рассказал, что о сборе средств узнал из СМИ, хотя до этого с представителями инициативной группы встречался.

— Они предложили свою помощь, мы обсудили, что было бы хорошо сделать. Есть идея украсить композицию подсветкой, провести благоустройство территории: клумб, газонов. А также при въезде на территорию установить шлагбаум: сейчас сюда заезжает много автомобилей, и это, конечно, с точки зрения безопасности неправильно. Авторы инициативы пообещали, что внимательно посмотрят все сохранившиеся фотографии, чтобы создать макет, максимально приближенный к историческому облику скульптуры. Затем уже прочитал в одном из интернет-изданий про то, что инициаторы просят горожан поддержать проект. Если неравнодушные люди найдутся, мы будем рады, — поясняет главврач.

Роддом им. Гуткина. Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

В администрации Петрозаводска, куда «Республика» также обратилась за комментариями, пояснили, что здание роддома и прилегающая территория городу не принадлежат (они являются республиканской собственностью и находятся в оперативном управлении медучреждения – прим. ред.). Так что руководство родильного дома вправе принимать решения о проведении подобных работ. При этом в мэрии напомнили, что все-таки рекомендуют инициаторам проектов по улучшению городского пространства советоваться со специалистами в области архитектуры и дизайна. Бум «стихийного благоустройства», когда в городе появляется все больше арт-объектов, привел к тому, что горадминистрация начала разрабатывать процедуру согласования проектов новых образцов стрит-арта.

Впрочем, случай со скульптурой «Мать с детьми» иной: никаких авангардных решений, насколько можно понять, тут не предлагается, лишь реставрация уже давно вписанного в городскую среду объекта. Тем не менее Евгений Тучин заявляет, что полностью за то, чтобы выслушать и учесть мнения специалистов.

— Безусловно, необходим профессионально выполненный проект реконструкции и благоустройства. Наше здание в самом центре города, это одна из визитных карточек Петрозаводска. Здесь, наверное, не меньше половины петрозаводчан появились на свет. Уверен, надо обязательно широко обсудить проект с общественностью и обязательно услышать точку зрения экспертов: уважаемых, заслуженных архитекторов, историков, — считает руководитель медучреждения.

Однако это пока планы. Дело, как уже сказано, упирается в поиск необходимого финансирования: общая сумма к сбору составляет 1 миллион 140 тысяч рублей. На вопросы «Республики» ответил Валентин Куницын, один из руководителей коммерческой организации, выступившей инициатором проекта. По его словам, уже подготовлена проектно-сметная документация.

— Проект на стадии формирования концепции был представлен главному архитектору города, который сразу же нас поддержал и пожелал успехов в реализации. Реализовывать проект будет местный подрядчик, который предложил наиболее оптимальные условия по установке шлагбаума, скамеек, подсветки для статуи и вывески для крыльца. Реставрацией скульптурной композиции будет заниматься народный скульптор Республики Карелия Михаил Павлович Копполев.

— Применяли ли вы уже ранее опыт краудфандинга?

— Краудфандинг именно в том виде, как он представлен на платформе Boomstarter, для нас первый опыт. Мы еще больше загорелись идеей, когда узнали, что есть возможность рассказать о проекте другим регионам, используя эту платформу.

— Если вам удастся собрать необходимые средства, будете ли вы информировать общественность о ходе реализации проекта?

— Безусловно. Во-первых, это одно из условий Boomstarter, и мы уже видим всех спонсоров, пожертвовавших средства, и их контакты. Во-вторых, ход реализации будет виден в социальных сетях.

— Если требуемую сумму собрать не удастся, вы откажетесь от идеи или будете искать иные возможности ее реализовать?

— Конечно, не откажемся. Скульптурную композицию мы восстановим в любом случае!