Тихая «Слава»: в Карелию привезли спектакль Константина Богомолова

В Петрозаводске прошли гастроли спектакля «Слава» Большого драматического театра. Показы стали частью большого фестиваля «Золотая маска», который проходит в Петрозаводске уже в девятый раз.

Актриса БДТ Нина Усатова и директор театра Татьяна Архипова. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Актриса БДТ Нина Усатова и директор театра Татьяна Архипова. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

4 и 5 сентября на сцене Музыкального театра был показан спектакль Константина Богомолова «Слава».
Спектакль «Слава» — это событие. Это реальная возможность увидеть постановку, которую некоторые критики считают лучшей у режиссера, которая находится в списке спектаклей, определяющих актуальный контекст современного российского театра. Нам повезло увидеть форму, которая предлагает зрителю наблюдать за отношениями людей друг к другу, к стране, к подвигу в самое мучительное и болезненное время середины 1930-х годов, без полемики. Как это у него получилось?

Взрывнику Василию Мотылькову поручают ответственное задание — предотвратить сход горной лавины на ГЭС и поселок при ней. Отправляет его на смертельное задание человек с внешностью Рутгера Хауэра по фамилии Очерет. Украинская фамилия рифмуется и с советскими сложносокращенными словами (типа «Вторчермет»). Тяжелораненого героя спасает профессор Черных. Дома возвращения Мотылькова ждут мать, невеста, ее отец — актер старой школы, друг Маяк, сестра и ее ухажер — почтальон. А в самом финале — Кремль.

Сцена разговора Очерета (Василий Реутов) и отца невесты героя Владимира Медведева (Дмитрий Воробьев). Фото: Виталий Голубев

Сцена разговора Очерета (Василий Реутов) и отца невесты героя Владимира Медведева (Дмитрий Воробьев). Фото: Виталий Голубев

Пьесу «Слава» написал в 1935 году драматург Виктор Гусев, известный поэт-песенник, автор «Полюшко-поле», «Песни о Москве», цикла «Герои едут в колхоз», автор пьес «Свинарка и пастух» и ряда других, превратившихся в фильмы Хейфица и Пырьева. Пьеса написана о реализованной мечте советского человека совершить подвиг, о типах готовности отдать свою жизнь, о стране, выбирающей героев, матери-основе жизни и других вещах. Сюжет пьесы полон деталей, ее поэтический язык легок, типичные конфликты разрешаются в обычном для того времени ключе. В 1936 году пьеса уже была поставлена в БДТ и имела бешеный успех.

От Константина Богомолова никто не ждал оптимизма, прославления строя и героического пафоса. Ждали, возможно, разоблачения. Но, как сказала на пресс-конференции Полина Маликова, сыгравшая в спектакле ряд ролей, никаких провокаций в постановке нет — спектакль строился как кристально чистая структура. Каждый актер играет здесь свой, близкий к эпическому, образ. Валерий Дегтярь (Василий Мотыльков) — герой, жертва, Нина Усатова (Марья Петровна Мотылькова) — мать героя (народная мать), Василий Реутов (Тарас Петрович Очерет) — безжалостный наместник судьбы, выбирающий для страны жертву поинтереснее. Профессор Черных здесь условная женщина (актриса Елена Попова), ничего ни женственного, ни мужественного в ней нет. Здесь она выступает в виде одного из инструментов судьбы — отдает герою свою кровь и спасает ему жизнь. Невеста героя (актриса Александра Куликова) как раз помогает доставить профессору реальные медицинские инструменты, которых у доктора по законам жанра нет. В качестве ложного героя, стремящегося стать протагонистом, выступает друг Мотылькова Николай Маяк (актер Анатолий Петров). Понятно, что драматург здесь сводил счеты с Маяковским, который упрекал его в «грошовом романтизме».

Марья Петровна (Нина Усатова) и ухажер ее дочери почтальон Володя Студенцов (Геннадий Блинов). Фото: Виталий Голубев

Марья Петровна (Нина Усатова) и ухажер ее дочери почтальон Володя Студенцов (Геннадий Блинов). Фото: Виталий Голубев

Кажется, что актеры разыгрывают сюжет на голубом глазу, сохранен весь текст пьесы, отношения, есть даже элементы будто бы быта: стол, тарелки, скамейка. Когда зрители принимают всё это за чистую монету, актеры очень радуются. Вместе с тем здесь есть и еще несколько планов, которые представляют происходящее то как античную трагедию, то как зашифрованную историю с рядом кодов, которые интересно было бы расшифровать: что делает профессор в горной глуши, в заштатной больнице, где нет даже инструментов; какую организацию на самом деле возглавляет Очерет (герой очень похож на чекиста); почему жениха Наташи (Полина Маликова), странного почтальона (Геннадий Блинов), вместе со всеми приглашают в Кремль (откуда о нем вообще узнали наверху?).

Вместе с Константином Богомоловым над спектаклем работали художник-постановщик и художник по костюмам Лариса Ломакина и художник по свету Иван Виноградов. Визуальный минимализм, строгое обозначение эпохи в костюмах персонажей и в антураже, эффектные крупные планы проекций героев, отсутствие их характеристик в программках — всё работает на предельное отстранение от всего внешнего, на внутреннее звучание истории. О готовности к жертве, о простоте жизни, о подвиге.

Овации в финале. Фото: Виталий Голубев

Овации в финале. Фото: Виталий Голубев

В Петрозаводске фестиваль «Золотая маска» — надежная примета осени. На пресс-конференции актеры БДТ, директор театра Татьяна Архипова, исполнительный директор «Золотой маски» Наталья Шумилина говорили о том, что в нашем городе особенная публика: взыскательная, умная и не всеядная. Поэтому, говорят они, к нам можно привозить сложные спектакли. Ура! Организаторы петрозаводской «Золотой маски» запланировали также на сцене Музыкального театра Карелии вечер «Хореографических шедевров Леонида Якобсона». Спектакль Театра балета имени Леонида Якобсона пройдет у нас 7 октября.

По словам Натальи Шумилиной, в программе фестиваля есть также образовательная часть, включающая мастер-класс для художников по гриму, а также практический семинар для специалистов по работе с аудиторией в соцсетях, который проведет руководитель отдела маркетинга Александринского театра.

На пресс-конференции журналисты смогли пообщаться с Полиной Маликовой, Геннадием Блиновым и Ниной Усатовой — артистами БДТ, занятыми в спектакле «Слава».

 

 

Нина Усатова рассказала, что знакомство с Карелией началось для нее с фильма «Холодное лето 53-го».

«Мы снимали на Сямозере, ездили по лесничествам, по деревням, выбирая места съемок. И здесь, в городе, всё исхожено тоже. Город преобразился. Я прошлась по набережной — какое счастье, что вы имеете такую красоту! Я палки с собой взяла, буду шастать по набережной», — поделилась актриса.

По ее словам, в спектакле «Слава» нет идеи прославлять Сталина. Ее возмущает, когда зрители обращаются к ней с такими претензиями. «Мы показываем жизнь нашей страны в это время. Человека и его чувство долга, совесть, ответственность. У меня тоже было желание совершать подвиги», — говорит Нина Усатова.

Хороший момент пресс-конференции. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Хороший момент пресс-конференции. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Актриса рассказала, что не жалеет ни об одной сыгранной ею роли в театре и кино. Правда, очень часто режиссеры предлагают ей однотипные роли матерей. От некоторых предложений актриса отказывается. По ее признанию, сейчас она сама смотрит сериал «Шифр», который ей очень нравится. Добавим, что в эпизодах этого сериала снималась актриса театра «Творческая мастерская» Виктория Федорова.

 

 

Региональная программа «Золотой маски» проводится при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда президентских грантов. Поддержку программы в Карелии оказали Минкульт Карелии и компания «Северсталь». Генеральные партнеры региональной программы фестиваля в 2021 году — Благотворительный фонд Михаила Прохорова и Сбер.