Рояль с мужским характером

В Музыкальном театре Карелии наконец появился свой концертный рояль. Благодаря ему Петрозаводск будут чаще посещать звёзды оперной сцены. Покупать инструмент пришлось в Лейпциге, и было это очень непросто.

Рояль доставили в Петрозаводск из Лейпцига месяц назад. Фото: Николай Смирнов

Концертмейстер Александр Онькин специально ездил в Лейпциг, чтобы выбрать «правильный» рояль. Фото: Николай Смирнов

На сцене Музыкального театра Карелии с недавних пор стоит большой черный рояль, изготовленный компанией Blüthner. Сейчас специалисты заканчивают его настройку, подготавливая инструмент к грядущим концертам. Появление этого рояля в Петрозаводске – большое событие.

Дело в том, что в Музыкальном театре, получившем нынешнее название после большого ремонта в 2009 году, никогда не было собственного концертного рояля. И если в карельскую столицу приезжали звезды отечественной оперной сцены, инструмент приходилось в срочном порядке доставлять из других учреждений.

Так было, например, три года назад, когда Петрозаводск посетила оперная певица Любовь Казарновская. Артистка поставила непременное условие, что выступать будет исключительно под аккомпанемент рояля. Пришлось перевозить фортепиано из Музыкального училища: дело было зимой, повозиться пришлось немало. Тогда-то, видимо, руководство театра и приняло стратегическое решение: покупаем свой.

Начались поиски подходящего инструмента. Надо сказать, что в мире существует несколько фирм, производящих  рояли премиум-класса: Steingraeber & Söhne, Fazioli, Steinway & Sons, August Förster. Выбор пал на немецкую Blüthner.


Blüthner — старейшая немецкая фортепианная мануфактура, основанная в 1853 году в Лейпциге. Основатель фирмы Юлиус Блютнер (1824-1910) создал первый рояль на Пасху 1854 года.

К концу XIX века компания стала поставщиком сразу нескольких королевских дворов. На роялях Blüthner упражнялись Николай II, королева Виктория, германский император Вильгельм II, король Саксонии Георг и даже турецкий султан Абдул-Хамид II.

На роялях Blüthner в разное время играли Ференц Лист, Рихард Вагнер, Марлен Дитрих, Эндрю Ллойд Вебер, Сергей Рахманинов и Александр Градский. Рояль Blüthner, принадлежавший Abbey Road Studios в Лондоне, использовался при записи альбома The Beatles «Let It Be». Blüthner можно увидеть также в фильмах «Афера», «Железный человек» и «Ганнибал» (заглавный герой любил играть на фортепиано именно этой марки).


С фирмой определились – настал черед выбрать рояль. Миссию возложили на концертмейстера Александра Онькина. Он поехал в Лейпциг, чтобы лично осмотреть предложенные инструменты.

Экскурсию по фабрике провел гендиректор компании и потомок ее основателя Кристиан Блютнер. Он рассказал, что на изготовление одного рояля мастера фирмы затрачивают 18 месяцев – речь идет о тончайшей, отчасти ручной работе.

На выбор делегату от Музтеатра представили три рояля – одной марки, одной серии, одного цвета. Увидеть между ними различия мог только профессионал.

Выбрать, по словам Александра Онькина, было очень непросто. Концертмейстер провел возле роялей четыре часа: проверял звучание каждого инструмента, вслушивался в тембр. Главное — нужно было найти рояль, идеально подходящий к специфике театра.

Приходилось учитывать и такие нюансы, как характер инструмента:

Мужской характер избранного музыкантом рояля выражается в его «концертности», в особой открытости звука. Этот параметр, по словам Онькина, при выборе инструмента стал решающим.

Появление собственного концертного рояля в Музыкальном театре сложно переоценить, считает главный дирижер Михаил Синькевич.

— Вокальная труппа нашего театра постоянно участвует в концертах, которые проходят в сопровождении рояля на разных площадках. И наконец этот замечательный инструмент появился в нашем доме. Теперь его нужно разыгрывать. Я надеюсь, что выступления с его участием будут проходить как можно чаще, и публика сможет по достоинству оценить его специфику. В результате рояль обретет свой дух, свое сердце, свою душу и будет созвучен тому, что происходит в нашем театре.

Замдиректора театра Надежда Громова раскрыла стоимость рояля: семь миллионов рублей по нынешнему курсу. Сам театр такую сумму, конечно, найти бы не смог.

На помощь пришли карельские власти и лично Александр Худилайнен:

Весь этот процесс занял около года. Чтобы выбрать компанию-производителя, администрация театра консультировалась с московскими экспертами. Немецкая Blüthner выиграла благодаря оптимальному сочетанию «цена-качество» и неплохой скидке: изначально рояль стоил существенно дороже. Снизить цену решил лично гендиректор компании Кристиан Блютнер. Пояснил свое решение бизнесмен афористично:

В хорошие времена нужно делать деньги, в трудные времена – музыку.

Первый концерт под новый рояль пройдет совсем скоро – 2 июня. В нем поучаствуют не только местные звезды, но и солистка Мариинского театра Ольга Кондина. Прозвучат романсы русских композиторов, в том числе написанные на слова Александра Пушкина.

А сегодня Александр Онькин впервые сыграл на рояле в стенах Музыкального театра. Вот он, исторический момент: