Рерих в центре

Николай Рерих прожил в Карелии всего два года. Он приехал в Приладожье художником, а уехал настоящим философом и мастером северного пейзажа. В прошлом году в Петрозаводске открылся центр Рериха, а летом еще один начал работу в Сортавале.

— У Рериха синий и красный цвета – они уникальны, — задумчиво говорит директор Национальной библиотеки Карелии Марина Никишина. – Их не перепутать ни с чем.

Перед нами на стенах небольшого зала – полотна знаменитого мастера: «Покаяние», «Ждущая», «Снегурочка и Лель», «Дочь викинга». Конечно, не оригиналы – очень хорошие и дорогие цифровые копии.

Их создание оплатил музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге. Это главный партнер Центра Николая Рериха, который открылся в Национальной библиотеке Карелии в декабре прошлого года.

Марина Никишина в карельском Центре Рериха. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Марина Никишина в карельском Центре Рериха. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Такой центр – редкий опыт вкрапления музейной деятельности в библиотечную: в здании на Пушкинской есть два помещения, представляющих собой, по сути, выставочные залы.

— В музее-институте обучили наших специалистов: мы все-таки библиотекари и привыкли рассказывать про книги, — продолжает Марина Никишина. — Нам сложнее рассказать о картине.

В 2019 году заканчивается столетие со дня отъезда Рерихов из Карелии. Николай Константинович с семьей приехал в Сортавалу в 1916 году. Он прожил там около двух лет, но карельский период стал для него одним из переломных и определяющих. Именно здесь Рерих стал мастером северного пейзажа, здесь же начался его путь по миру с Миссией Культуры: привести человечество в золотой век всемирного единства.

— Рерих не просто художник, а Человек с большой буквы: и живописец, и мыслитель, и археолог, — говорит специалист центра Ольга Васильева. – Из Карелии он уехал глубоким философом.

Ольга Васильева. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Ольга Васильева. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Николай Рерих. "Ждущая". Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Николай Рерих. «Ждущая». Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

С декабря в Национальной библиотеке прошли уже две выставки с репродукциями Рериха. Подготовить их стоило больших трудов и сотрудникам петербургского музея-института, и их карельским коллегам.

— Все эти копии уникальны, — поясняет Ольга Васильева. – Их тяжело собрать в одном месте, потому что оригиналы разбросаны по всему миру, некоторые хранятся в частных коллекциях.

Специалисты петербургского музея-института периодически читают в карельском центре Рериха лекции, они всегда очень востребованы. Большой успех имела лекция писателя и философа Юрия Линника, которую тот читал во время «Библионочи»: его долго не хотели отпускать и буквально засыпали вопросами.

Такие мероприятия собирают очень разную аудиторию, включая людей, в принципе далеких от искусства.

— У нас стали появляться отзывы, некоторые люди пишут, что раньше относились к искусству как к чему-то простому и необязательному, — рассказывает Ольга. – Но после наших рассказов буквально прониклись творчеством Рериха.

Центр Рериха в Петрозаводске. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Центр Рериха в Петрозаводске. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Притягивает центр и знатоков, которые изучают наследие великого мастера. Одним из них, кстати, была сама Ольга Васильева. В центр Рериха она пришла в качестве волонтера, еще когда училась в ПетрГУ, а получив диплом, стала его полноправным сотрудником.

— Я училась на кафедре туризма, писала курсовую по рериховским местам в Сортавале, разрабатывала туристический маршрут. Я когда-то ходила в художественную школу и тогда узнала о Рерихе как о художнике, а потом познакомилась с его наследием поближе, и он мне стал интересен как человек.

Теперь Ольга, помимо прочего, проводит экскурсии и рассказывает о жизни и творчестве Рериха всем желающим. Говорит, что самое интересное – это те зацепки, которые ей дают посетители. Какие-то трактовки картин или значимые детали не видят специалисты, зато замечают люди со свежим взглядом, особенно дети.

— У нас есть репродукция картины «Ступени», мы на нее долго смотрели и никаких ступеней не видели, — рассказывает Ольга. – А потом стали разбирать ее с одной из посетительниц, и она подсказала, что там изображены ступени цивилизации от первобытного общества до наших дней. Это такая метафора.

Николай Рерих. "Святой остров". Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Николай Рерих. «Святой остров». Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Центр Рериха в Петрозаводске. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Центр Рериха в Петрозаводске. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Петрозаводские специалисты сотрудничают с Приладожским центром Рериха, который этим летом открылся в Сортавале. В этом городе до сих пор сохранились объекты, непосредственно связанные с именем мастера: гостиница «Сеурахуоне» или дача Винтера.

— Центр Рериха в Петрозаводске создает привлекательность с нескольких сторон, — говорит Марина Никишина. – Конечно, это в первую очередь просветительский проект. Но он же и большой туристский проект: к нам в библиотеку часто заходят туристы именно потому, что у нас есть центр Рериха. Да, в Карелии были Пришвин, Паустовский, Линевский, Рождественский, и это знают в России. Но фамилию Рериха знает весь мир.

Центр Рериха в Петрозаводске. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Центр Рериха в Петрозаводске. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Хорошие карельские книги. Почти даром