Прощайте, Пекка Микшиев

9 июня в Национальном театре Карелии прошло прощание с народным артистом России Петром Микшиевым. Он играл на сцене этого театра больше 60 лет. Как сказал Сергей Пронин, Петр Григорьевич много раз умирал на этой сцене, но всякий раз потом выходил на поклон из-за кулис. К сожалению, это время кончилось.

Пекка Микшиев - Васселей, Виено Кеттунен - Анни в спектакле "Примешь ли меня, земля карельская?". Фото из архива Национального театра Карелии

Пекка Микшиев — Васселей, Виено Кеттунен — Анни в спектакле «Примешь ли меня, земля карельская?». Фото из архива Национального театра Карелии

Ушел из жизни Петр (Пекка) Микшиев, актер Национального театра Карелии. У него было много званий, среди них определяющее — народный артист РФ. До последнего времени в театре указывали: единственный до сих пор выходящий на сцену в Карелии народный артист России. Много наград: от Госпремии в 1972 году за исполнение роли Васселея в спектакле «Примешь ли меня, земля карельская?» до премии «Патриот России» в 2015 году.

Патриотизм Петра Микшиева был самый настоящий — он служил искусству, которое было основано на «земле карельской», знал и любил национальную культуру, говорил и пел на русском, карельском и финском языках. Был очень искренним и страстным на сцене родного Национального театра. В свое время, в 1990-х годах, он и Виено Кеттунен, его жена, отказались от переезда в Финляндию, несмотря на то, что им предлагали там работу в театре. Они остались верны своему дому-театру в Петрозаводске.

Пекка Григорьевич играл на сцене до самого последнего времени. Говорили, что он иногда забывал текст, что иногда ему бывает тяжело. Но между тем и в свои 80 с лишним лет он был очень хорош в спектаклях. Его органичность и ясное понимание своей задачи всегда шли в плюс постановке. В некоторых спектаклях ты мог со временем забыть определяющие моменты, но почему-то эпизоды, где играл Пекка Микшиев, всплывают в памяти.

 

Мне кажется, что по-актерски он как-то не забронзовел. Приемы, которыми он пользовался на сцене, — это профессиональные актерские приемы — все по школе. Удивительно, но он не наработал за долгую жизнь в театре (60 с лишним лет) ни штампов, по которым мы бы его узнавали, ни каких-то приспособлений, помогающих обозначить состояние героя. Кажется, что в каждой роли, даже в эпизодах, он по-ученически искал органику и подбирал форму выражения. И ему всё это было интересно.

Несколько лет назад мы с Пеккой Григорьевичем были вместе в жюри фестиваля «Онежская маска». Он ходил на все спектакли — в Музыкальный театр, в Театр кукол, в Негосударственный театр Ad Liberum, в «Творческую мастерскую». Он смотрел каждый спектакль как прекрасный зритель — с любопытством и включенностью в общую игру. Потом в оценках был очень осторожен — все у него, кажется, были достойными награды. Нелегко было при нем критиковать его коллег — жизнь театра была его личной жизнью. Обсуждать игру Виено при нем было вообще невозможно — он ее, кажется, боготворил.

Пекка Микшиев ушел из жизни в 86 лет. Это солидный возраст, он болел, и его уход из жизни трудно считать внезапным. Между тем он всё равно кажется несвоевременным. Пусть бы жил и дальше, играл в театре, улыбался, случайно встречался в зрительном зале или просто на улице. Его будет не хватать точно.


Петр Микшиев в спектакле "Примешь ли меня, земля карельская?". Фото из архива Национального театра Карелии

Петр Микшиев

Петр Григорьевич Микшиев играл на сцене Национального театра Карелии с 1959 года. За время работы в театре им создано около 300 ролей. Среди них Куллерво («Куллерво»), Яллу («Мудрая дева»), Пастор Хейл («Охота на ведьм»), Фамусов («Горе от ума»), Илмаринен («Калевала»), Юрья («Кантелетар»), Антонио Булгарелли («Опера мафиозо»). В спектакле 1969 года «Примешь ли меня, земля карельская?» Петр Микшиев выступил в центральной роли Васселея, за исполнение которой был удостоен Государственной премии РСФСР имени Станиславского.

Возможно, кто-то помнит артиста в спектаклях «Пророк из захолустья» (Абрам), «Когда цветут розы» (Юйкуринен), «Спой песню, карел!» (Микул). Здесь хорошо прозвучал актерский дуэт Петра Микшиева и Виено Кеттунен. Петр Григорьевич и Виено Григорьевна нередко были ближайшими партнерами в постановках театра. Специально для этой пары в 2009 году режиссером Андреем Дежоновым был поставлен спектакль «Дело святое».


В спектакле по пьесе Раисы Мустонен «Где твой дом, Ангел?» он сыграл Отца. Другого отца он исполнил в спектакле «Осень и зима» (Хенрик). В этой роли у него было очень мало слов, но он так точно существовал в этом образе несчастливого отца несчастливого семейства, что мы хорошо понимали его без слов. Совсем другого плана была роль в спектакле Андрея Андреева «Играем Стриндберга». Он играл Эдгара изящно, легко балансируя между театром абсурда и психологическим театром.

Вообще Петр Григорьевич был легким на сцене, прекрасно владел своим телом и голосом. Его природная музыкальность и пластичность делали его практически универсальным артистом. Кроме того, много лет он был участником финского мужского вокального ансамбля «Манок».

На прощании с артистом многие вспоминали, как хорошо было год назад, когда всем театром праздновали его 85-летний юбилей. Вместе со всеми он пел, танцевал, шутил, рассказывал истории. Таким он, наверное, и останется в памяти коллег и зрителей.

Вечная память.