Обменные гастроли

Театр кукол Карелии побывал в Рязани. Сначала наши актеры сыграли спектакль «О рыбаке и рыбке» на фестивале «Рязанские смотрины», а затем остались там на гастроли. Рязанские актеры привезли в Петрозаводск четыре постановки. «Республика» выяснила, что объединило два театра.

Спектакль "Айболит". Фото: Рязанский театр кукол

Спектакль "Айболит". Фото: Рязанский театр кукол

Рязанские смотрины

Театр кукол Карелии в сентябре ездил на фестиваль «Рязанские смотрины», где представил спектакль «О рыбаке и рыбке».

Напомним, что эту постановку режиссера Яны Туминой признали лучшим спектаклем в номинации «Куклы» на фестивале «Золотая маска». Высшую национальную театральную премию театру вручили 22 апреля на церемонии в Москве.

Директор Театра кукол Карелии Любовь Васильева получает "Золотую маску". Фото: скриншот трансляции церемонии награждения

Директор Театра кукол Карелии Любовь Васильева получает «Золотую маску». Фото: скриншот трансляции церемонии награждения

После фестиваля артисты карельского театра остались в Рязани на обменные гастроли, которые прошли в рамках федеральной программы «Культура малой Родины. Театр — детям».

О своих впечатлениях от Рязани «Республике» рассказал Владислав Тимонин, артист Театра кукол Карелии.

— Мы приехали в Рязань на один из старейших кукольных фестивалей в России «Рязанские смотрины». Рязань, несмотря на сентябрь, поразила нас своей теплотой. А театр там вообще потрясающий: большой зал на 350 мест, малый — на 80, два фойе, большие столярные мастерские. Вы знаете, это такой настоящий, продуманный до мелочей театр кукол. И отмечу, конечно, что световое и звуковое оборудование на высоте, могу сказать, что театр оборудован по последнему слову техники.

Владислав Тимин. Актер Театра кукол Карелии. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Владислав Тимонин. Актер Театра кукол Карелии. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

— Какие спектакли рязанских коллег вы посмотрели?

— Спектакли там шли просто замечательные.  Мы посмотрели две работы: постановки «Как научить дракона летать» и «Маленькие трагедии». Мы попали на премьеру. Режиссер Олег Жюгжда сдавал спектакль, мы, конечно, были приятно удивлены, как рязанские актеры и поют, и танцуют, и держат себя на сцене на высоком уровне. Нам очень это понравилось.

— С какими постановками наш театр отправился на фестиваль и гастроли?

— Мы ездили со спектаклем «О рыбаке и рыбке». Это спектакль, за который наш театр получил «Золотую маску» в этом году. И потом мы остались в Рязани на обменные гастроли и показали четыре спектакля: «Левша», «Стойкий оловянный солдатик», «Железо» и «Муха-цокотуха».

Сцена из спектакля "Железо"

Сцена из спектакля «Железо». Фото из архива Театра кукол РК

— Что вас объединяет с рязанским театром?

— Нас с рязанским театром объединил известный режиссер — Олег Жюгжда, который в нашем театре поставил два спектакля, а в рязанском —  уже шесть. И вообще, мы очень подружились. Когда коллеги приехали к нам, мы уже так сразу — о, наши приехали.

Рязанцы привезли четыре постановки: «Лиса и Медведь» (режиссер Валерий Шадский), «Каштанка» (режиссер Елена Оленина), «Айболит» и «Лафертовская маковница» (режиссер Олег Жюгжда).  За четыре дня состоялось восемь показов. Общее количество зрителей  — более 1 000 человек.

Сцена из спектакля "Айболит". Фото: Рязанский театр кукол

Сцена из спектакля «Айболит». Фото: Рязанский театр кукол


У рязанского театра богатый опыт сотрудничества с другими театрами, в том числе зарубежными. В репертуаре — 37 спектаклей для детей и взрослых. Это и удивительные сказки, и невероятные приключения, и музыкальные истории, и мировая классика. Рязанский театр — обладатель премии правительства Российской Федерации имени Федора Волкова, основатель и организатор старейшего международного фестиваля театров кукол «Рязанские смотрины»,
лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска».

Пока коллеги-артисты готовились выйти на сцену, нам удалось познакомиться с самым молодым актером Рязанского театра кукол — с Евгением Солушевым.

Евгений Солушев, артист Рязанского театра кукол. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Евгений Солушев, артист Рязанского театра кукол. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

— Я совсем молодой артист, в театре служу третий месяц. Я только выпустился из театрального нижегородского училища, и чудным образом из Нижнего Новгорода меня занесло в прекрасный город Рязань. Один из моих мастеров работал 16 лет в этом театре и посоветовал начать работу там. Мы вместе с моей девушкой, с которой учились, переехали и работаем в Рязани. И пока ни разу не пожалели, потому что театр действительно оснащен по последнему слову техники. Конечно, мне пока мало есть с чем сравнить, мало чего я еще видел, но одно понятно точно: там всё сделано для людей.

— Вы три месяца в театре. У вас уже есть роли?

— Как только мы приехали из училища в театр, нас сразу стали вводить в спектакли. И вот, например, один спектакль, который мы сюда привезли на гастроли, — это «Каштанка».  Как раз в эту постановку сразу взяли пять молодых артистов. И второй спектакль, где я работаю, это «Маленькие трагедии», сдача премьеры выпала прямо на фестиваль «Рязанские смотрины». Поэтому здорово, что нас сразу в работу и на сцену.

Актерский состав спектакля "Каштанка" на гастролях в Петрозаводске. Фото: Рязанский театр кукол

Актерский состав спектакля «Каштанка» на гастролях в Петрозаводске. Фото: Рязанский театр кукол

— Это у вас первые гастроли в Петрозаводске? С городом уже познакомились?

— Немного успели посмотреть ночной Петрозаводск, но больше всего меня поразила набережная. Я провел там в одиночестве несколько часов. И какая-то там атмосфера особенная. Я люблю побыть один. Мне повезло, было не людно, я полностью соединился с природой. Смотрел вдаль — на другой берег, здесь дышится по-другому. Нравится мне здесь.

На Онежской набережной. Фото: Рязанский театр кукол

На Онежской набережной. Фото: Рязанский театр кукол

— Скоро ваш выход в спектакле «Каштанка». Волнительно или страшно?

— Волнительно — да. Страшно — нет.

— А какая у вас роль в этой постановке?

— Вместе с моим коллегой мы ведем замечательного гуся. Совершенно потрясающий персонаж. Отмечу, что спектакль решен не в классическом прочтении. И само название об этом говорит «Доктор Чехов. Каштанка. Диагноз «Сомус»».  Это всё сон, это всё подушка, с которой игрался мальчик и которая волшебным образом превращается в гуся. И несмотря на то, что кот говорит только «мяу-мяу», гусь — «га-га», но в этом так много смысла. Оказывается, это всё так можно наполнить, используя всего только два слога. Сколько всего можно вложить в это — и как это прекрасно.

— Кто вам помогал войти в новую роль?

— Спасибо моему напарнику, как он меня подтягивал, сколько он мне подсказывал. Мне сложно, я молодой, а он уже более опытный актер. Он с самой премьеры в этой постановке.

— С чем связан такой выбор профессии? Может быть, у вас актерская семейная династия?

— Это не семейное дело. Сначала это было детское увлечение. 10 лет я занимался в театральной студии. И после того, как окончил школу, вроде как надо идти в вуз, готовиться к серьезной взрослой жизни. Но друг потащил меня в театральный поступать, и я пошел за ним. Наперекор всем. Каюсь, я до поступления в театральное училище ни разу не был в театре кукол. Никак меня с этим жизнь не сталкивала.

Актеры Владислав Тимонин и Евгений Солушев. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Актеры Владислав Тимонин и Евгений Солушев. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

И вы представляете, мы приходим на испытания — а там куклы. Но мы поступили. И тогда я начал взахлеб смотреть все кукольные спектакли. И мне больше не хочется оттуда уходить, из этого кукольного мира. Я люблю куклу и люблю, когда к ней бережно относятся. Но есть работы, где куклу не уважают. И это больно и обидно.

— В карельском Театре кукол есть спектакли для взрослых. А в рязанском?

— У нас огромный выбор спектаклей для разного зрителя: есть детские спектакли, есть взрослые спектакли, есть для семейного просмотра. Вот, допустим, «Айболит» — это такой универсальный спектакль. На нем каждый снимет свой пласт — ребенок и взрослый.

— А вы видели карельскую постановку «О рыбаке и рыбке»? Что вы думаете об этом спектакле?

— Так случилось, что когда Петрозаводск был на гастролях, я не смог посмотреть ваш золотомасочный спектакль, но я видел его в записи. Это спектакль абсолютно достоин своей награды, и меня поразило, какая постановка глубокая и умная. Там я увидел мораль, которую раньше не замечал. Для меня решающим было и сразило меня наповал, когда в конце спектакля корыто воссоединяется. И у меня в голове мысли: это же не корыто сломалось, а семья рушится. Вот она воссоединилась, вот она, гармония, мир. И меня это поразило. И я жил с этими впечатлениями весь фестиваль. Спасибо. Это было круто.

Спектакль по мотивам сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Фото со страницы в соцсети "ВКонтакте" Артура Парфенчикова

Спектакль по мотивам сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Фото со страницы Артура Парфенчикова в соцсети «ВКонтакте»