На перекрестке идей: петрозаводские артисты осваивают беби-театр и ландшафтные спектакли

Первый предназначен для зрителей от 0 до 3 лет. Второй показывают не на сцене, а на улице, в природных декорациях. Новым жанрам и методам работы артистов — карельских и финских — учат в рамках проекта «Театральный перекресток». О первых итогах рассказывает директор Национального театра Карелии Ирина Шумская.

Приграничное сотрудничество — это не только экономические договоренности и официальные визиты в соседние государства. Это прежде всего соприкосновение культур и совместное творчество. Подтверждение тому — работа, которую ведет Национальный театр: там вместе с коллегами из Финляндии осваивают новые подходы к постановкам, новые жанры и формы подачи материала.

Проект под названием «Театральный перекресток» запустили в рамках приграничного сотрудничества «Карелия». В нем участвуют карельские и финские театральные коллективы, причем не только артисты, но и технические работники — осветители, звукорежиссеры.

«Проект «Театральный перекресток» чисто творческий, — говорит Ирина Шумская, директор Национального театра Карелии, одного из российских партнеров проекта. — В его названии — вся его суть: Национальный театр много десятилетий находится на перекрестке культур и национальностей, современных технологий, новых тенденций и методов искусства».

Ирина Шумская. Фото: "Республика" / Лююбовь Козлова

Ирина Шумская. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

Проект  стартовал в самом конце 2018 года и сегодня преодолел экватор. Первый год был посвящен образовательным программам.

Первую творческую лабораторию, которая прошла в Петрозаводске, посвятили беби-театру — направлению, совершенно незнакомому карельскому зрителю, хотя в других регионах России и за рубежом это очень популярный вид искусства для детей от 0 до 3 лет.

«Нам удалось привлечь экспертов мирового уровня. Занятия вела режиссер и педагог Анна Иванова-Брашинская, которая преподает в финском Тампере, а в России известна как театральный критик и является экспертом «Золотой маски». С ней работали художник Саша Полякова из Франции и режиссер по пластике Александр Козин», — рассказывает Ирина Шумская.

Весной участники лаборатории из Театра кукол поставят первый беби-спектакль под названием «Кубики». Его будут показывать в специальном шатре, который установят в фойе театра. Конструкция поможет добиться нужной обстановки: камерной, уютной, чтобы маленьким зрителям было комфортно.

Эскиз бэби-спектакля "Кубики". Фото: Национальный театр Карелии

Эскиз беби-спектакля «Кубики». Фото: Национальный театр Карелии

Лаборатория по созданию бэби-спектакля. Фото: Национальный театр Карелии

Лаборатория по созданию беби-спектакля. Фото: Национальный театр Карелии

«Я видела один такой спектакль на фестивале в Швеции: там три актера, несколько детей, родители сидят в сторонке, чтобы ребенок от них оторвался. И малыши все ведут себя по-разному: кто-то сразу выходит на площадку к актерам, включается в действие, кому-то нужно посмотреть, а что за ширмой у артистов спрятано, кто-то повторяет звуки, которые актеры просят повторить», — продолжает директор Национального театра Карелии.

Это вообще очень популярная тенденция — делать зрителей соучастникам спектакля. И не только в детских, но и во взрослых постановках: современной публике недостаточно привычного формата «зал, сцена, актеры». И поиск новых форм взаимодействия — одна из главных задач проекта «Театральный перекресток».

Кроме беби-спектакля артисты освоят еще один новый жанр — спектакль ландшафтный. Его будут показывать на разборной сцене не в самом театре, а на самых разных уличных площадках, среди живых естественных декораций. Одной из первых таких площадок станет горный парк «Рускеала».

«Ландшафтный спектакль предполагает не только гениальный режиссерский концепт, но и особую визуальную картинку, настроение, звуковые решения, — отмечает Ирина Шумская, — потому что окружающая природа жестко диктует формат».

Занятие по движению под руководством Александра Козина. Фото: Национальный театр Карелии

Занятие по движению под руководством Александра Козина. Фото: Национальный театр Карелии

По этой причине не любой спектакль можно сделать ландшафтным: из того, что ставят сегодня в Национальном театре, мало что можно сыграть за пределами классической сцены. Хотя есть и такой опыт: постановку «А зори здесь тихие…», например, вывозили в Вологду и Кириллов и показывали на улице — смотрелось органично и интересно.

«Мы ведем переговоры с очень талантливым режиссером Кириллом Сбитневым. Он приедет в феврале в Петрозаводск и будет готовить эскизный проект спектакля в рамках проекта «Театральный перекресток», — добавляет Ирина Шумская. — Мы пока не остановились на каком-то одном произведении: Кирилл предложил две современные пьесы, мы предложили посмотреть в сторону «Калевалы», Шекспира, Ибсена. Но в ближайшие дни мы сделаем выбор».

На базе Национального театра в этом году также прошла лаборатория по актерской технике Николая Демидова. Занятия вел его последователь — актер, режиссер и педагог Андрей Малаев-Бабель, который сегодня живет и работает в США.

Лаборатория по актерской технике Николая Демидова. Фото: Национальный театр Карелии

Лаборатория по актерской технике Николая Демидова. Фото: Национальный театр Карелии

«Это уникальная этюдная техника, техника импровизации, пробуждения актерской природы, — говорит Ирина Шумская. — Она построена на выключении сознания и подключении подсознания. Сначала актерам дают текст, потом говорят — забудьте текст, слушайте себя, свой внутренний голос. После этого человек возвращается к тексту с другим внутренним наполнением, и отрывок начинает звучать совершенно по-другому. Надо было видеть, как у актеров горели глаза после этих занятий, какой энергией они зарядились».

Не обошли в проекте вниманием и технических специалистов, работающих со звуком и светом. Для них в Финляндии провели семинар, и новые полезные навыки они уже используют в повседневной работе.

Семинар для технических специалистов. Фото: Минкульт Карелии

Семинар для технических специалистов. Фото: Национальный театр Карелии

Семинар для технических специалистов. Фото: Минкульт Карелии

Семинар для технических специалистов. Фото: Национальный театр Карелии

Проект завершится в 2020 году. У его участников впереди — творческий лагерь в Карелии (такой же в уходящем году устраивали в Финляндии) и гастрольный тур, во время которого зрители увидят и ландшафтную постановку, и беби-спектакль. Артисты поедут по приграничным городам: в России — в Сортавалу, Питкяранту и Рускеалу, в Финляндии — в Оутокумпу, Китее и Йоэнсуу.

Проектная работа, впрочем, далеко не единственное, чем может похвастаться Национальный театр в этом году. Творческий коллектив побывал на десятке самых разных фестивалей и форумов: съездил в Великий Новгород, Белгород, Грозный, на «Театральную олимпиаду» в Санкт-Петербург, в Сыктывкар, в Кудымкар.

«Мы также выпустили большое количество премьер, — говорит Ирина Шумская. — С сентября вышли два спектакля на карельском языке («Любовь и голуби» и «Кадриль»), спектакль на финском («В сапоге у бабки играл фокстрот») и вепсский спектакль («Дом окнами в поле»), премьера которого прошла неделю назад».

Многие из этих постановок можно будет увидеть в Петрозаводске на новогодние праздники. Для детей в Национальном театре покажут сказку «Каждый день — вчера, или Завтра Новый год». Ну а для молодежи молодые артисты театра подготовили концерт-диалог у ёлки «2020». Словом, скучать любителям театра во время длинных выходных не придется.