Музыкальная этносмена

В Карелию приехали молодые музыканты из разных регионов России и Финляндии, чтобы научиться импровизировать на народных инструментах. Этносмена молодых исполнителей «Кантеле-CAMP» разместилась недалеко от Петрозаводска на берегу озера Лососинное и продлится 6 дней. В республике продолжается фестиваль народной музыки «Кантеле».

Ханна Рююнен живет и работает в Финляндии, в Карелию приехала впервые. Кантеле не только ее увлечение, но и работа. На традиционном карело-финском инструменте Ханна начала играть еще в детстве, а сейчас сама преподает и импровизирует на любом кантеле начиная с пятиструнного, заканчивая 39-струнным концертным.

Ханна Рююнен и Антту Койстинен. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

Ханна Рююнен и Антту Койстинен. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

— С собой в этот музыкальный лагерь я привезла кантеле, на котором играют при помощи палочки. Здесь я показываю своим ученикам карельскую музыку, которая основана на традиционной игре на маленьком карельском кантеле. Мы пытаемся заниматься с ними импровизацией, а затем перейдем к сочинению музыки. Для карельской традиционной музыки, которую играют на кантеле, характерна импровизация, и я узнала, что студенты ею практически не занимались, поэтому мне очень приятно, что я могу их познакомить с этим, — поделилась впечатлениями с «Республикой» Ханна.

По словам музыкальных наставников из Финляндии, а их в гостях в Карелии двое, финская молодежь активно интересуется кантеле. И сейчас в их стране зарождается новое поколение кантелистов.

Антту Койстинен с электрокантеле. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

Антту Койстинен с электрокантеле. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

—  К нашей радости мы можем сказать, что кантеле – это достаточно популярное явление в Финляндии. И очень много зависит от того, какую музыку кантелист играет, но спрос есть на все направления.  Для меня самым интересным инструментом здесь в лагере стало хроматическое кантеле, на котором диапазон струн составляет половину ноты. Оно также очень популярно в Эстонии, — рассказал второй наставник Антту Койстинен.

Молодые кантелисты признались, что им было очень интересно увидеть национальные инструменты, которые привезли музыканты из своих регионов, они никогда таких не видели и даже названий сейчас не смогут повторить.

Этно-смена. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

Этносмена. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

Ханна отметила, что среди участников лагеря нет языкового барьера, язык музыки их объединил, они прекрасно работают вместе. К слову, врач, который сопровождает детей в лагере, так увлеклась их репетициями, что тоже взяла кантеле и начала импровизировать.

Антту Койстинен более 10 лет играет на электрокантеле, при этом он нигде специально не учился этому.

— Я использую традиционные приемы игры на  кантеле, но немного изменяю их. В рамках данного лагеря я преподаю студентам те техники, которые разработал сам. Основная идея  уже на знакомой композиции попробовать новые приемы. Я предлагаю музыкантам использовать медиаторы и разные виды заглушения, — поделился Антту.

Этно-смена. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

Этно-смена. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

Электрокантелист в сборный ансамбль народных инструментов привносит современное звучание. Связь его с кантеле неслучайна. Как выяснилось, он родился в день Вяйнямёйнена, часто играет и сочиняет на берегу озера.

— Берег озера – это для меня место терапии. И все, что связано с кантеле в нашем роду, пошло 60 лет назад: именно на берегу озера в Финляндии мой дед построил первое пятиструнное кантеле, — рассказал Антту.

На семейном предприятии Койстинен теперь успешно работает и сам Антту. Он стал преемником своего деда и отца. Электронное кантеле, с которым он приехал в Карелии, Антту разработал и изготовил сам. Называется этот инструмент канто. От кантеле отличается сильной системой микрофонов. Инструмент адаптирован под музыкантов, которые играют на гитаре.

— Это универсальный инструмент. На нем можно играть с любой стороны, поставить на подставку или повесить на шею. И он готов для любого сценария импровизации, — подчеркнул музыкант из Финляндии.

Кстати, дедушке Антту уже за 90, и он продолжает заниматься изготовлением кантеле. По словам наставника из соседней страны, кантеле в Финляндии стоит на таком же уровне популярности, как гитара или фортепиано.

— У нас в семье, кроме меня, никто не играет на кантеле: ни дедушка, ни отец. А вот моя тетя – папина сестра Ритва Койстинен в академии классической музыки открыла отделение кантеле.

Ирина Смирнова. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

Ирина Смирнова. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

Кроме финских наставников, в лагере работают и карельские музыканты: Ирина Смирнова, преподаватель консерватории, и Елена Магницкая, солистка группы Skylark.

Ирина Смирнова преподает в Карельской государственной консерватории необычный, казалось бы, предмет – импровизацию. Однако по ее словам, импровизации можно научить человека даже без музыкального образования, а уж для профессиональных  музыкантов – это естественное состояние.

Владислав Терентьев. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

Владислав Терентьев. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

— В лагере я научился импровизировать. Я студент педколледжа в Сыктывкаре, играю на аккордеоне , это основной мой инструмент. А на гитаре я сам научился играть. Здесь разучиваем новые мелодии, готовимся к концерту, — рассказал Владислав Терентьев, музыкант из Коми. – Очень хочется посмотреть Петрозаводск. Я никогда не был в Карелии. А ведь у нас в Сыктывкаре многие путают Карелию и Корею.

Владимир Трошев тоже приехал из Республики Коми. И привез с собой гармошку.

Владимир Трошев. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

Владимир Трошев. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

— Гармошка — народный инструмент, который можно соединить с любыми другими инструментами. Мы тут так импровизируем, это очень интересно. За несколько дней мы уже многому научились, в том числе и обрабатывать музыку. А также совмещать инструменты, чтобы они звучали по-новому, по-современному. Гармошка – это мой личный выбор, никто в семье не играет больше. Гармонь, как и любой музыкальный инструмент, – это как человек, он разговаривает с тобой, поешь, он твой голос сопровождает. Создает многоголосье.  Но я не классически учусь играть на гармошке, а именно традиционно, как бабушки и дедушки наши. Раньше же не учили играть детей по нотам, а на слух, показывали наигрыши, и потом на этих наигрышах учились импровизировать, расширяли их. А классическое образование лишает музыкантов такой вольности. В импровизации нет зажима, да и на сцене музыкант чувствует себя увереннее, — рассказал «Республике» Владимир.

Ольга Никонова и Арина Тырина. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

Ольга Никонова и Арина Тырина. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

Ольга Никонова и Арина Тырина привезли в Карелию национальные инструменты Коми: вор-гудэк и сигудэк. Юные исполнительницы признались, что впервые в этносмене услышали карельское кантеле и йоухикко. Девушки рассказали, что в эти дни в Сыктывкаре жара до +37, а здесь такой свежий воздух и берег озера. А вот комары в Карелии им показались очень добрыми и гостеприимными, говорят, в их республике они более кровожадные.

Этно-смена. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

Этносмена. Фото: пресс-служба Центра национальных культур Карелии

Музыканты все эти дни усердно трудились, они подготовили совместный часовой концерт, в котором используют не только инструменты, но и вокальное сопровождение. Финалом концерта стал гимн этнолагеря.

Накануне музыканты сыграли в кафе «Культура», а уже завтра, в День города Петрозаводска, 30 июня, в 13:00 они исполнят свою программу у ротонды на берегу Онежского озера.

Хорошие карельские книги. Почти даром