Любовь не требует усилий

Никаких драм. Шпарит итальянское солнце, льется вино и пахнет праздником. Можем позволить себе в начале июля отпуск-отдых-радость! К премьере «Любовного напитка» должно подтянуться и наше лето. Художник обещал.

Художник Вячеслав Окунев считает себя членом семьи Музыкального театра. Фото: Виталий Голубев

Художник Вячеслав Окунев считает себя членом семьи Музыкального театра. Фото: Виталий Голубев

О премьере комической оперы Доницетти «Любовный напиток» 5 и 6 июля в Музыкальном театре Карелии все рассказывают с удовольствием. Юрий Александров, режиссер-постановщик, говорит про вино, отношения, юмор и страсти. Свидетели утверждают, что юмор там довольно соленый, а сама постановка отдает хулиганством.

Возможно, художник держит в руках штаны Неморино, знаменитая ария которого «Una furtiva lagrima» скоро прозвучит и на нашей сцене. Фото: Виталий Голубев

Возможно, художник держит в руках штаны Неморино, знаменитая ария которого Una furtiva lagrima скоро прозвучит и на нашей сцене. Фото: Виталий Голубев

Художник-постановщик спектакля Вячеслав Окунев говорит, что хорошее настроение зрителям будет обеспечено наверняка. Что и лето подтянется к премьере спектакля. И еще в конце беседы говорит про секс.

Вячеслав Окунев — народный художник России. С 1975 года осуществил как художник-постановщик около 400 постановок. Принимал участие в оформлении опер и балетов в Мариинском театре, в Большом театре России, в Камерном музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ Опера», в Государственном Академическом театре балета Бориса Эйфмана, в Михайловском театре. C 2009 года сотрудничает с Музыкальным театром Карелии. В разные годы сотрудничал с Королевским театром Глазго, Национальной оперой Греции, театром Велки в Польше, Национальной оперой Венгрии, Национальными театрами Сеула и Токио, Нью-Йорк Сити Балетом, Оперой Кальяри. Спектакли с оформлением В. Окунева шли на сценах оперы «Ла Скала», Арена-ди-Верона.

— Действительно спектакль будет хулиганским, с отсылками в современность, с провокациями?

— «Любовный напиток» — редкая опера: здесь к финалу все остаются в живых. Обычно в опере все плохо заканчивается: кто-нибудь обязательно умирает, иногда целыми группами. А здесь — праздник, потому что это комедия. Не столько комедия положений, сколько характеров. Вся опера пропитана насквозь итальянским воздухом и солнцем. Мы старались передать это ощущение. Действие в постановке будет разворачиваться в сторону игры, развлечения, театральности, шуток. Этот спектакль должен создать у зрителей хорошее настроение.

— Что вы использовали для этого?

— Здесь будут задействованы современные технологии, действие во многих сценах будет сопровождаться видеопроекциями. В результате мы должны оказаться в Италии, подышать ее воздухом, послушать ее мелодии.

— Как вы в эту холодную пору напитывались этим ощущениями сами?

— Италия — любимая моя страна, родина художников. Все великое искусство Средиземноморья во многом идет оттуда. Мы много работали с Александровым в Италии. Ставили спектакли в Arena di Verona, Teatro alla Scala, работали на Сардинии. И вот это ощущение от страны, от ее кухни даже, — это все должно в спектакле появиться.

— Какой будет ваша Италия в «Любовном напитке»?

— Дело в том, что наша Италия — страна туристическая. Это не классика, это популярный жанр, «О, соле мио» и тому подобное. Радостная, с хорошим вином, вкусной едой, с красивым шопингом. Это, правда, начало XIX века, но, в общем, зритель должен понять наши цветовые ощущения. Сладкая жизнь!

 

— Вы ведь не в первый раз работаете над «Любовным напитком»? У нас все будет иначе, чем в других театрах?

— Мы с Юрием Александровым ставили «Любовный напиток» в «Новой опере», в «Санктъ-Петербургъ Опере», когда-то делали его в Самаре, в Сигулде под Ригой — там пела Анна Нетребко. Всякий раз это были разные постановки, даже по настроению. Для Музыкального театра мы специально придумываем и декорации, и костюмы. В «Новой опере» это была битва двух театров: театра креативного, который ставит современные спектакли, и театра очень красивого традиционного итальянского театра. Два этих стиля существовали в одном спектакле, и зритель мог выбирать, что ему ближе: современный взгляд или взгляд устаревший, музейный.

— А здесь как?

— Художник не может рассказать о том, что он делает. Так же, как повар не может рассказать, насколько вкусно то блюдо, которое он приготовил. Это надо попробовать. А то, что делает художник, надо посмотреть. О стиле тоже очень трудно рассказывать. Современные спектакли тоже бывают удивительно плохими. Это случается, когда перенос в современность — это единственный аргумент постановщиков. Или бывают традиционные отвратительные спектакли. Спектакли должны быть придуманными и талантливыми. Действие, которое происходит на сцене, должно захватывать зрителей. Мы стараемся делать такие спектакли, на которых зритель будет желать, чтобы они не заканчивались.

— Чтобы не повториться, вам нужно прикладывать усилия?

— Ну, это как секс. Он же часто бывает. Но когда ты всякий раз делаешь это с удовольствием, речи нет об усилиях.

Декорации и костюмы изготавливались специально к нашей премьере. Фото: Виталий Голубев

Декорации и костюмы изготавливались специально к нашей премьере. Фото: Виталий Голубев

— Вы с Юрием Александровым ставите спектакли в нашем Музыкальном театре уже много лет. Вам здесь интересно работать?

—  С Александровым мы вместе начинали в театре делать свои первые шаги. Мы знакомы 40 лет. Поставили вместе больше 150 спектаклей, поэтому хорошо понимаем друг друга. С Петрозаводском у нас вышла особая история. Мы приехали сюда, когда Музыкальный театр только начинался. Это было после ремонта, после разделения театра на драму и оперу. Мы начали работать в этом новом театре. Тогда у республики еще были деньги на постановки, были какие-то возможности и ресурсы. Потом многое поменялось, но мы по-прежнему приезжаем в Петрозаводск. Потому что когда ты кого-то приручил, то, как говорил Экзюпери, бросить его уже не можешь. Хочется, чтобы все спектакли здесь были на том же уровне, что и в начале.

— То есть мы — это такая ваша роза?

— Это такая семья. Кто-то в доме отвечает за котлеты, кто-то — за уборку. Я как член этой семьи отвечаю за художественное оформление и думаю, что нужно стараться делать это хорошо. У меня очень теплое отношение к театру в Петрозаводске и мне хочется, чтобы на его сцене были только замечательные спектакли. Я не лукавлю.