«Легкомысленная выставка»: как художники учат видеть искусство в обыденном

В Городском выставочном зале собрали экспозицию «Из ничего…» Ее авторы — молодые и дерзкие художники и мэтры, умеющие объяснять концепции в контексте увиденного за жизнь.

"Горизонт" Анастасии Чариной. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

"Горизонт" Анастасии Чариной. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Содержание выставки комментируют строки из Ахматовой про стихи, которые растут из сора, не ведая стыда. Другая ассоциация — из Юлия Кима: «Из миража, из ничего, из сумасбродства моего». Идея, которую придумали художники, заключается в том, чтобы показать зрителям рождение смыслов из обыденного. Когда композиция из старых железок превращается в произведение искусства? Какие материалы запрашивает современное искусство? Что такое знакизм? Как можно наследовать у предшественников и при чем тут желтый деревянный боксер?

"Любовники" Давида Плаксина. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

«Любовники» Давида Плаксина. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Красиво комментирует концепцию выставки искусствовед Мария Юфа:

«Эта выставка о том, что предметом вдохновения художника может быть не только очевидное прекрасное — природа, архитектура, люди, но и совсем неожиданные вещи. Малое, бросовое, неказистое, некрасивое в обывательском смысле слова. Потертость стен, ломаный кирпич, дым из труб, трещины, грубые фактуры земли, лужи, ржавое железо, обрывки бумаги, старые выкройки, кофейная гуща на дне чашки, провода и электросхемы, дорожные знаки и сломанные скамейки. Что для обычного прохожего — лишь незримый фон, для художника — драгоценный источник философских размышлений, воображения и творческого полета».

Искусствовед Екатерина Рычкова и "Листья" Алексея Лебедева и Надежды Белой. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Искусствовед Екатерина Рычкова и «Листья» Алексея Лебедева и Надежды Белой. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Выставка «Из ничего…» — это большой коллектив авторов. Часть из них — молодые и дерзкие художники, другая часть — мэтры, умеющие объяснять концепции в контексте увиденного за жизнь. Еще есть работы художников, которые уже никогда не придут на вернисаж. Среди них Аркадий Морозов и Александр Трифонов, Олег Юнтунен, Алексей Авдышев. Также в экспозиции есть одна работа Давида Плаксина.

Композиция Анастасии Чариной "Семь сестер или радужные канистры". Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Композиция Анастасии Чариной «Семь сестер, или Радужные канистры». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Выставку «Из ничего…» составляют работы, выполненные в разных видах и техниках искусства. Например, работы Алексея Лебедева и Надежды Белой выполнены в редкой для Карелии технике горячей эмали. Елена Логинова использовала в создании одной из работ сварку. По ее словам, обычно выставку можно атрибутировать по содержанию или материалу, который стал основой работ. Здесь же все представленное — как будто из ничего.

На выставке "Из ничего…". Справа - Елена Логинова. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

На выставке «Из ничего…». Справа — Елена Логинова. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

«Подобранная на улице арматура, капитель от старого здания, случайно найденная мной на дороге, бумага из ящика для фруктов… Когда все это вместе сходится, получается некая мысль. Один предмет начинает «дружить» с другим — так получается композиция», — рассказывает «Республике» художник из Череповца.

Среди участников выставки — Владимир Зорин. Здесь он отвечает за «знаки». Явление, которое фиксирует в творчестве художник, называется знакизм.

На вернисаже. У работы Владимира Зорина "Нельзя!". Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

На вернисаже. У работы Владимира Зорина «Нельзя!». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

«Знакизм не нужно путать с символизмом. Знак обозначает что-то предельно конкретное. Глобальному знакизму лет 20 или 30. За эти десятилетия наша жизнь поменялась. Сейчас мы существуем при помощи знаков, просто не замечаем этого. Представьте: запустили человека в мегаполис и убрали все знаки: вывески, указатели и пр. Человек растеряется. Мы даже машину не сможем вести, если у нас погаснет табло. А если телефона и компьютера не будет? Всё, мы погибли», — рассуждает Владимир Зорин.

 

 

В большом зале ГВЗ — рой «знаковых» тарелочек. По словам художника, его любимые знаки — елочка и стрелки. «У меня даже есть работа «Вверх. Вниз». Стрелка лифта — вверх и вниз. И также у меня есть стрелки: громче — тише. «Громче» и «тише» обозначаются «плюсом» и «минусом». Это философия жизни, это продолжает ряд: черное — белое, плохой — хороший, добрый — злой», — говорит Владимир Зорин. При этом самый современный знак QR-код, по словам художника, его не интересует из-за своей многозначности и очевидной связи с ковидом.

Виктория Зорина, куратор выставки, и Мария Юфа, директор Городского выставочного зала. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Виктория Зорина, куратор выставки, и Мария Юфа, директор Городского выставочного зала. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

На вернисаже Мария Юфа назвала выставку легкомысленной и веселой. Очень хорошо! Не нужно напрягать себя в поисках обязательных смыслов в каждой работе, но можно легко поражаться неожиданными сочетаниями и внутренним юмором. Здесь есть свои Малевич и Ван Гог. Можно напиться железнодорожной воды, увидеть предсказание в трещинах, порадоваться, что еще не все работы Артема Стародубцева перекочевали в «Эрарту», в новом ракурсе посмотреть на офорты и графику классиков, покрутить тарелочки, сосчитать канистры и еще многое другое.

«Республика» присоединяется к организаторам: «Будьте внимательны к окружающему миру, будьте свободны, размышляйте и смотрите вокруг себя!»

"Боксер" Рееты Грён-Союнен и Лиля Болотинская. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

«Боксер» Рееты Грён-Союнен и Лиля Болотинская. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

На выставке представлены работы художников Давида Плаксина (1936-2018), Александра Трифонова (1946-2021), Олега Юнтунена (1948-2005), Аркадия Морозова (1950-2021), Алексея Авдышева (1928-1997), Виктории и Владимира Зориных, Льва Дутова, Дины Четвертной, Натальи Егоровой, Артёма Стародубцева, Ильи Растатурина, Елены Логиновой, Игоря Котукова, Анастасии Чариной, Маргариты Юфа, Никиты Моисеева, Алексея Лебедева, Валерия и Максима Кошелевых, Надежды Белой, Владимира Ваяна, Игоря Монахова, Рииты Грён-Союнен, Туомаса Коркало, Ирины Ларионовой. Куратор выставки — Виктория Зорина.