В «Ночь искусств» в Петрозаводске работало десяток площадок, на которых в общей сложности прошли полсотни спектаклей, мастер-классов, лекций и экскурсий.
Ночь длинная, программа насыщенная. «Республика» составила план-максимум.
От Марины до субмарины
Ночь искусств для нас началась в Национальном театре Карелии. Молодежь бегала по станциям, разгадывала театральный квест. На одной из станций встретили Марину Ноженко из музея «Кижи». У нее нужно было ответить на простой вопрос: сколько главок на архитектурном ансамбле на острове. Для подсказки рядом стоит макет Преображенки выше человеческого роста.
— Люди часто удивляются, что на Преображенской церкви 22 главки – странное число, – рассказывает Марина. – Спрашивают, какой в нем символизм. А в нем символизма нет. Нужно считать главки на всем Кижском ансамбле – тогда получается 33. Здесь и символизм – возраст Христа.
Макет собрали сотрудники плотницкого цеха музея «Кижи», соразмерно настоящим памятникам. В перерывах между реставрацией бревен для Преображенки. Делали ради разнообразия миниатюрные лемехи.
Из театра направляемся в карельскую филармонию на дискотеку по песням Beatles. Там обнаруживаем безудержное веселье.
В фойе филармонии творят магию — накладывают музыкальные заклятья: в качестве ритуальных предметов — трубчатые колокола. У каждого разный тембр и разный эффект воздействия на человеческую жизнь. Интересно, что все же будет, если постучать по тому, на котором написано «лучше не стучи». Мы постучали.
Ежики, чайки и «Колобок»
В музее «Кижи» на Федосовой выступало трио «Поющий ежик». Команда из Финляндии работает в основном для детей, играет на всем – от кантеле до ложек. Больше всего юным посетителям понравился «шум дождя» – на нем разрешили поиграть всем.
Кстати, в зале, где пел «Поющий ежик», как раз проходит выставка детских работ «Острова нашего детства». Среди рисунков Валаама и Соловков нам встретилось много картинок и поделок, изображающих чаек.
Развлекали детей и в Театре кукол. На мастер-классе по кукловождению школьники сами разыграли сказку «Колобок». Текст отошел далеко от оригинала и улетел в глухую импровизацию. Зато было весело.
Мы пытались попасть на экскурсию в Национальный музей Карелии, но безнадежно опоздали. Без четверти девять тут остались только последние работники музея, которые как раз закрывали двери.
Ночь в театре
Последний пункт нашей программы (да и «Ночи искусств» в Петрозаводке) – ночная экскурсия по Национальному театру.
Проводил экскурсию актер Национального театра Андрей Горшков (тот самый, который еще читает рэп на карельском). Начали обход с малой сцены театра.
– Собственно, самой сцены здесь нет, – рассказывает Андрей. Спектакль происходит прямо рядом со зрителем. Слева окно специалистов по свету, сзади работает переводчик. Зритель порой не подозревает, сколько народу смотрит спектакль вместе с ним. В труппе сегодня 27 актеров. Всего же в театре работают 105 человек. Световой цех, режиссеры, декораторы, — работники невидимого фронта.
За сценой, где актеры обычно готовятся к выходу, держат декорации.
– Это не бардак, это такой порядок, – быстро объясняет Андрей. – В театре вообще ничто никогда не лежит просто так. Уборщица никогда не передвинет ни одной вещи, даже если кажется, что ее нечаянно обронили.
Проходим мимо подписанного помещения, прикрытого темными шторами. Это архив. Там хранятся все записи, вся литература, которая использовалась при создании спектаклей на протяжении 80 лет. В другом помещении хранятся административные документы. Это не такая секретная информация.
Проходим в большой зал театра. Здесь 300 посадочных мест, это одна из самых технически оснащенных сцен Карелии. Как говорят работники театра, здесь лучшая в республике световая аппаратура. Самое любопытное – поворотный круг, который часто используется в спектаклях, когда нужно изобразить переход из места в место. У него есть 10 скоростей. Здесь наверху тоже работают специалисты светового цеха, а под сценой — трюм. Оттуда иногда так зрелищно выскакивают актеры.
В конце отправляемся в гримерки актеров. Здесь они готовятся к выходу на сцену. Актеры Национального театра, кстати, чаще всего гримируются сами.
Закончили обход «Ночи искусств» мы уже ближе к полуночи. Усталые, но довольные.
И теперь ждем следующей.