Картину с самым ранним изображением Петрозаводска купили для карельского музея

Уникальное полотно одного из первых профессиональных художников Олонецкой губернии показали в Музее изобразительных искусств Карелии.

22 ноября в Музее изобразительных искусств в Петрозаводске состоялся пресс-показ картины Василия Пармакова «Общественная пристань в Петрозаводске». Художник написал ее в 1850-х годах. Уникальность полотна в том, что это первое известное на данный момент живописное изображение Петрозаводска середины XIX века. Информация подтверждена комплексной экспертизой, проведенной Научно-исследовательским независимым центром экспертиз имени Александра Бенуа.

Что изображено на картине

На картине изображена пристань Петрозаводска, построенная в 1793 году и перестроенная к приезду императора Александра II в 1858 году. Показаны многочисленные лодки, идущие по глади озера и причаленные к пристани, торговые ряды и склады, многолюдная толпа продавцов и покупателей, занятых повседневными делами. На пристани изображена Петропавловская часовня, построенная на средства купца Ивана Феклистова в годы правления губернатора А.В. Дашкова (1836-1839 гг.).

 

 "Вид городской пристани" . Художник - Василий Пармаков. Фото: страница главы Карелии в соцсетях.

«Общественная пристань в Петрозаводске». Художник — Василий Пармаков. Фото: страница главы Карелии в соцсетях

 

Слева на втором плане показана часть пристани, выходящая в воды Онежского озера. Вдали, за Соборной улицей (сейчас проспект К. Маркса), ведущей к Соборной площади (сейчас площадь Кирова), изображены Воскресенский собор и Петропавловская церковь. Обе постройки сгорели в пожаре 30 октября 1924 года. На холме у соборов виден купол домовой, или крестовой, церкви Олонецкого Архиерейского дома. Дополняют видовой пейзаж городские постройки и массивы деревьев. Справа виднеется часть крыши здания Олонецкой губернской мужской гимназии.

Специалисты предполагают, что на картине Пармакова изображена знаменитая Петровская ярмарка, проходившая на пристани дореволюционного Петрозаводска каждое 12 июля. Из всех представленных на полотне архитектурных памятников до наших дней сохранилось только здание бывшей Олонецкой губернской мужской гимназии.

Что известно о художнике

О художнике Василии Пармакове сохранилось немного сведений. Хранитель коллекции древнерусского, русского и зарубежного искусства Музея изобразительных искусств РК Алла Мельникова рассказала, что Василий Степанович Пармаков (1829-1873) был уроженцем Петрозаводска, в 1847 году окончил Олонецкую губернскую мужскую гимназию, занимал должность унтер-шихтмейстера (младшего сменного горного мастера) Олонецких горных заводов, продолжив дело своего отца. Василий Пармаков проработал на заводах три года. В 1850 году «за талант к живописи» его освободили от службы для поступления в Академию художеств. Там Пармаков занимался в мастерской профессора Маркова, а в 1857 году получил звание свободного художника пейзажной живописи с характеристикой «хорошие показания его к живописи перспективной».

Наиболее известны две работы Василия Пармакова – «Соломенская пустынь в окрестностях Петрозаводска» (1856 год, местонахождение неизвестно) и «Поцелуев мост в Петербурге» (1857 год, местонахождение неизвестно), выполненные с натуры.

Художник жил в Петербурге и часто посещал Петрозаводск, писал его виды и окрестности с натуры, но, к сожалению, ни одна из работ художника не осталась в Карелии. Так было до ноября 2021 года.

История владельцев

Алла Мельникова рассказала, что картина Пармакова никогда не покидала границ квартир своих владельцев, поэтому достаточно хорошо сохранилась. Владельцы относились к ней с большим пиететом. Картина переходила как память от одного человека другому, была дорога всем, у кого оставалась.

«Один из первых ее владельцев был до революции 1917 года врачом, проживал на Мойке в Санкт-Петербурге, и работа Пармакова «Общественная пристань в Петрозаводске» была ему подарена. Вдова врача хранила картину после смерти мужа и не продала ее даже в тяжелые годы блокады, затем она подарила эту картину своим соседям по коммунальной квартире», — рассказала специалист.

Алла Мельникова. Фото: “Республика” / Леонид Николаев

Алла Мельникова. Фото: “Республика” / Леонид Николаев

Третья владелица подарила ее своим родственникам из Саратова на память о семье. Последние владельцы решили продать картину в Музей изобразительных искусств Карелии.

Легенд о том, кто был самым первым владельцем картины, собрано немало. Впрочем, открыть тайну первого владельца смогут только научные исследования. Алла Мельникова продолжит изучать историю редкой картины. Скоро музей получит ответы на свои запросы из Городского архива Санкт-Петербурга.

Коллекционер из Саратова

Картину Василия Пармакова «Общественная пристань в Петрозаводске» власти Карелии приобрели у частного коллекционера из Саратова за счет регионального бюджета. Коллекционер сам позвонил в музей с предложением купить у него картину и прислал фотографии и сопроводительные документы Алле Мельниковой, которая проводила с ним переговоры.

«Даже на фото было видно, что это высоко профессионально исполненное произведение, наполненное разнообразными архитектурными деталями, сложным перспективным построением, основанное на многофигурной разноплановой композиции. Это был классический видовой пейзаж середины XIX века. Так писали выпускники Академии художеств, в которой преподавали перспективную пейзажную живопись, опираясь на европейские традиции.

Значимость подобного рода произведений заключается как раз в стилистике, которая соответствует европейскому искусству архитектурного видового пейзажа XVII-XVIII веков и очень ценилась в русском академическом искусстве первой половины XIX века. Все русские пейзажи этого исторического времени отличались воздушностью и прозрачностью красок, безупречной линейной перспективой, виртуозной лессировочной манерой письма (лессировка – это техника наложения прозрачных слоёв краски друг на друга или на уже подготовленный основной цвет – прим. ред.)», – рассказала Алла Мельникова.

«Это на века»

Приобретение картины у частного коллекционера стало возможным благодаря главе Карелии Артуру Парфенчикову, который помог организовать покупку полотна на средства регионального бюджета. Картина будет храниться в Музее изобразительных искусств и радовать жителей и гостей республики.

«Имя Артура Олеговича внесено с благодарностью в Книгу Благодарения Музея изобразительных искусств. Это будет на века», – отметила директор музея Наталья Вавилова.

Музей Изобразительных искусств Карелии

Презентация картины Василия Пармакова. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Заместитель премьер-министра карельского правительства Лариса Подсадник отметила, что полотно Пармакова – это очень ценное приобретение для республики.

«Художник изображает не только то, что видит сам, но и то, что увидят потомки, многие поколения. Потрясающий вид города Петрозаводска. Это картина рассказывает, каким замечательным был город. Она наполнена и красками, и звуком. Мы представляем и плеск воды, и людской гомон, живой и красивый Петрозаводск. Это потрясающее приобретение, к которому мы долго шли. Мы очень рады, что это случилось. Это был очень непростой путь с финансовой точки зрения и договоренности с коллекционером. Сегодня картина Пармакова – это украшение и гордость нашего прекрасного музея», – сказала Лариса Подсадник.

Лариса Подсадник, заместитель премьер-министра Правительства Карелии. Фото: "Республика" / Сергей Юдин.

Лариса Подсадник, заместитель премьер-министра Карелии по соцвопросам. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

«Республика» благодарит Музей изобразительных искусств Карелии за помощь в подготовке публикации.