Карельские традиции адаптировали под современный арт в «Лаборатории северного дизайна»

Проект, получивший финансовую поддержку Фонда Владимира Потанина, реализовывался в Карелии с октября 2018 года, и сегодня в Национальном музее Карелии его организаторы и партнеры подвели итоги более чем двухлетней работы.

Музейное сообщество, дизайнеры и художники в течение почти 30 месяцев искали «карельский стиль», который выделит Карелию на фоне других регионов.

«Карельский дизайн у нас есть, как и у любой территории и этноса. Мы стали лучше понимать сами себя, лучше отвечаем на вопрос: «Кто мы такие?» Карельский стиль помогает нам бороться с огромным утюгом на имени «глобализация», который выглаживает, превращает сегодня всех в одинаковых и штампованных», — поделился своим мнением директор Национального музея Михаил Гольденберг на пресс-конференции, посвященной итогам работы проекта.

Михаил Гольденберг. Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Михаил Гольденберг. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

Фонды Национального музея Карелии стали источником вдохновения для дизайнеров и художников. Новое прочтение традиционных узоров, орнаментов, предметов быта позволило создать сразу несколько коллекций дизайнерских сувениров.

Карельский стиль нужен не только для формирования самоидентичности, но и для вполне прагматических целей, например для развития туристической сферы.

выставка изделий "Лаборатории северного дизайна". Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Выставка изделий «Лаборатории северного дизайна». Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

«Если мы не будем ничем отличаться, мы не будем никому интересны. Возьмем крайности: юг и север. Отличаются менталитет, погода, условия проживания и т. д. Но если вы зайдете в магазин там и тут, вы найдете одно и то же. Если  турист приезжает в Карелию, ему интересно найти не то, что есть у него в Краснодаре, а что-то наше карельское. Это важно», — объясняет важность проекта его партнер и председатель Союза художников Владимир Зорин.

Благодаря проекту появились не только несколько образцов сувенирной продукции, но и музейный магазин, где выставляются и продаются изделия местных мастеров, необычный арт-гид «Немыслимый Петрозаводск», созданный на основе скетчей и доступный в электронном виде.

выставка изделий "Лаборатории северного дизайна". Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Выставка изделий «Лаборатории северного дизайна». Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

Организаторы проекта провели три творческие лаборатории с участием экспертов арт-индустрии и музейного дела из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Коломны, Ярославля, Сыктывкара, Архангельска, Мурманска. В результате открылись три выставки, посвященные графическому дизайну Карелии XX века, предметному дизайну XIX века и посвященная промышленному дизайну выставка под открытым небом «ТДТ-55 «Онежец». История одного трактора» летом 2020 года.

работа, созданная в рамках проекта "лаборатория северного дизайна". Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Работа, созданная в рамках проекта «Лаборатория северного дизайна». Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

Еще одним итогом работы стало появление иллюстрированного атласа «Формы времени. Дизайн Карелии», в котором собрана самая полная информация о региональном стиле в дизайне и его связи с культурным наследием.