Иван Кульнев: как попасть в большое кино

Год назад режиссер из Карелии Иван Кульнев переехал в Москву. Из-за пандемии на полгода остался без работы. Уже думал вернуться в Петрозаводск, но не вернулся, а снял полнометражный фильм. Картина «Честный развод» уже в монтаже и летом-осенью 2021 года выйдет в широкий прокат.

Иван Кульнев. Фото: Виталий Голубев

Иван Кульнев. Фото: Виталий Голубев

— Год в Москве. Как вам в большом городе?

— Уже почувствовал вкус большого города, понял, что здесь совершенно другие возможности и перспективы. Я всегда хотел работать в большом кино и понимал, что, как бы ни прекрасно было снимать в Петрозаводске, в замечательной Карелии, но, если ты хочешь поймать большую рыбу, надо ехать в столицу, в республике она просто не водится. У нас всё в Москве. Решение о переезде не было спонтанным, я давно к этому готовился, к этому шел.

Карелия — это замечательная площадка, чтобы отточить мастерство, найти свой стиль, сделать какие-то смелые авторские решения, отработать навыки короткометражного кино, а мне удалось в республике и полный метр снять. Поэтому я приехал в Москву не с пустыми руками: было некое портфолио, ряд знакомств.

У регионального кино есть свои прелести — это творческая свобода, уникальные пейзажи, у нас в Карелии здорово снимать, я с удовольствием по возможности буду возвращаться и какие-то проекты делать там.

— Какой фильм сняли  в Москве? Насколько я знаю, у вас снимались настоящие звезды…

— Фильм называется «Честный развод». В главных ролях Александр Робак и Агата Муцениеце. Александр Робак уже очень известный актер, большая фигура в российском кино. Мне очень повезло, что я поработал с такими величинами. И, конечно, когда работаешь с людьми такого уровня, то ты очень сильно растешь. Ты понимаешь, что здесь всё совсем по-другому, мне мой карельский опыт, безусловно, пригодился, но здесь надо было разбираться в сценарии, в актерах. Признаюсь, что я даже не стал с Александром Робаком в некоторых моментах спорить во время съемок и соглашался со многим, что он предлагал во время совместной работы, потому что понимал, какой у него опыт. У меня сложились очень хорошие отношения со съемочной группой.

Фильм "Честный развод". Фото из личного архива Ивана Кульнева

Фильм «Честный развод». Фото из личного архива Ивана Кульнева

— О чем ваш новый фильм?

— Это романтическая комедия о потерянных мечтах. Все мы рождены на этой земле с какими-то мечтами. В детстве мечтаем, в юности мечтаем, но потом как-то быт, семья и работа тебя засасывают, и ты забываешь про свои мечты. А когда тебе уже за 40 и ближе к 50, всё есть: дом, работа, семья, но ты не смог реализовать свои мечты, и ты зависаешь в этом болоте. Наша история о человеке, который всегда мечтал выступить на большой сцене в КВН, но по семейным обстоятельствам не поехал в свое время на конкурс. Пошел по другому пути: семьи и бизнеса. И в какой-то момент он как бы перерождается, меняется  и идет к своей мечте. Что мне очень и понравилось -в фильме есть идея, что никогда не поздно начать исполнять свои мечты. Фильм в этом плане очень мотивационный.

 

— Как вы работали со сценарием?

— Мне показали сценарий, это был черновик. Мне понравилась идея, персонаж, куда он движется. Материал был еще сыроват, и мы вместе со сценаристом дорабатывали, дописывали, у меня возникло много идей, которые впоследствии вошли в сценарий. Это была живая работа. Конечно, сильно повлиял на сценарий и актер Александр Робак, он тоже предлагал мощные идеи — бывало, даже во время съемок мы могли переписать какую-то сцену, потому что она показалась под другим углом лучше и интереснее.

— «Честный развод» — это комедия. Сейчас много фильмов и сериалов с очень пошлым юмором. Какой юмор в вашем фильме?

— Комедия — очень сложный жанр. Чувство юмора у всех разное, и когда мне предложили первый вариант сценария, мне как раз понравилась идея, но мне не понравился юмор. Он был такого примитивного уровня. Но с приходом Робака мы добавили драмы. Здесь нет шутки ради шутки. Юмор присутствует, но он тонкий и растворенный в ткани фильма. И мне кажется, от этого фильм даже выиграет.

— Где проходили съемки?

— В основном мы снимали в Москве, но были две экспедиции в Краснодар и Сочи. Там мы снимали в гостинице «Жемчужина». Экспедиция — это очень дорого. По нашему сценарию герой едет из Челябинска в Сочи через всю страну. Но, сами понимаете, дорого ехать в Челябинск и Уфу всей съемочной группой. И мы создали такую иллюзию. Работать начали в сентябре 2020 года, тогда прошли кастинги, поиск локаций. С 24 декабря начали уже непосредственно снимать, потом перерыв, и в январе основные съемки прошли. У нас было 24 смены. В последней смене мы создавали 90-е годы — детство главного героя. И это было довольно сложно и трудоемко.

 

— Почувствовали разницу между региональным и федеральным кино?

— Отличие от регионального кино в том, что в Москве ты режиссер и работаешь только как режиссер с актерами. В Карелии я и снимал, и билеты продавал. Оператор, продюсер, сценарист и всё-всё. А здесь я даже растерялся: а что же делает режиссер?! Тут такая большая команда работает. Мне предстоит многому научиться: глубже надо разбираться в драматургии, в режиссуре.

— Фильм уже в монтаже? Когда начнется прокат картины?

— Монтаж уже идет, над ним работает команда специалистов. Я подключаюсь периодически, смотрю, какие нужны корректировки. Пока точно не знаю, когда начнется прокат, изначально заявляли осень 2021 года, но, возможно, получится раньше, даже летом. Я когда снимал своего «Романтика», всё длилось 3-4 года. А здесь все очень быстро, за год фильм снят и уже отправлен в прокат. «Честный развод» будет в широком прокате. Вы знаете, когда фильм сделают, продюсер примет решение, сколько копий, на какую аудиторию он будет направлен. Пока сложно сказать. Пандемия изменила историю кинопроката, поэтому прогнозировать очень сложно. Сейчас очень активно развиваются онлайн киноплощадки.

Афиша. Фото из личного архива Ивана Кульнева

Афиша. Фото из личного архива Ивана Кульнева

— Какие-то новые проекты в большом кино вам уже предложили? Чем будете дальше заниматься?

— Обсуждаем следующий проект, есть сериалы хорошего уровня для онлайн-платформы, есть полный метр. Вот выйдет фильм, и будет понятно, какой он получится. Это бизнес, это инвестиции. Если один фильм продается, значит, есть деньги на следующий. Пока рано говорить, что именно мы будем дальше снимать, но, когда ты находишься в этой индустрии изнутри, то жизнь идет, что-то обсуждается постоянно, есть предложения. Я уже попал в поле зрения, так что надеюсь на новые проекты.

— А хотели бы снять сериал?

— Сейчас золотой век сериалов, особенно за рубежом. И у нас стало появляться много классных сериалов. Сериалы — это больше экранного времени, больше возможностей рассказать интересную историю. Сейчас сериалы снимаются с хорошими актерами, на хорошую технику, и мне было бы интересно поработать в этом направлении, если будет такая возможность. Но всё, конечно, зависит от истории. Тут самое главное быть честным с самим собой. Когда продюсер предлагает читать сценарий, и ты видишь, что материал не твой, лучше сразу отказаться. Потому что, если не произойдет этой химии, того, ради чего ты это снимаешь, не получится, все будет натянуто. А если ты сразу понимаешь, что как режиссер сможешь высказаться,  тебе будет интересно работать, ты сможешь снять эту картину через себя, через свою призму видения этого мира, то все может сложиться успешно.

— Теперь вас можно называть режиссером федерального уровня?

— Я сам этого не много побаивался, но фильм уже снят, поэтому уже можно. Я сделал шаг в индустрию, пока еще на первых ступеньках, но путь длиною в тысячу миль начинается с первого шага. Я выскочил из некой зоны комфорта, получил огромный опыт, давно не было такой встряски. Было сложно, очень сложно. Здесь совсем другой подход. Но как бы ни было сложно,  я всегда говорю себе учись, знакомься с актерами, с командой. Но самое интересное еще и то, что в Карелии я снимал кино за свои деньги, а здесь я получаю зарплату. И это очень приятно. И я не скрываю, люди, кто давно работает в кино, неплохо зарабатывают.

Александр Робак и Агата Муцениеце. Фото из личного архива Ивана Кульнева

Александр Робак и Агата Муцениеце. Фото из личного архива Ивана Кульнева

До этого фильма я работал помощником режиссера на сериале «Крюк» с Юрием Колокольниковым. Он вышел на онлайн-площадке. И там я получил хороший опыт, проводил кастинги актеров. Для меня вообще это был такой слом: я работаю с Юрой Колокольниковым, голливудский актер сидит передо мной! Когда шли кастинги, мне продюсер сказал, что я могу просматривать любых актеров. И приходили на пробы и Владимир Вдовиченков, и Оксана Акиншина, и Полина Максимова — много известных актеров. Сначала я боялся, но постепенно начинается работа, и всё нормально. Это здорово, когда ты можешь так работать.

— А у вас есть любимый режиссер или фильм?

— Сейчас у меня нет какого-то одного любимого режиссера. Вообще, я очень люблю американские сериалы смотреть. Но сейчас мне нужно смотреть российское кино и сериалы, я должен знать, кто снимается, кто работает, что снимают, мне нужно быть в курсе всех новостей киноиндустрии.  И сейчас у меня появилось свободное время, я стараюсь мониторить этот рынок. И смотреть-смотреть, насмотренность дает понимание.

На съемках. Фото из личного архива Ивана Кульнева

На съемках. Фото из личного архива Ивана Кульнева

— С Карелией связи не теряете?

— Нет, в конце марта был на региональном кинофоруме, который организовал Алексей Бабенко. Я рассказал, как попасть в большое кино, как его снять и  попасть в индустрию. Важно развивать региональное кино, потому что это возможность и стартовая площадка.  Москва — это жесткий город,  и если ты приедешь без опыта, то он может и не принять тебя, надо наработать свое портфолио и стиль.

Иван Кульнев родился в 1982 году в Петрозаводске. Учился на актерском факультете Московского института экономики и культуры. Создал свою студию по производству рекламных роликов и фильмов Karelfilm. Снял фильмы: короткометражка «Озеро» (2009), комедия «Человек из банки» (2012), «Последний романтик» (2017).