Импровизируем: в детсадах Петрозаводска внедряют танцевальные и музыкальные арт-технологии

В детском саду № 30 устроили музыкально-танцевальный перформанс. Хореограф Александр Козин и композитор Ирина Смирнова показали воспитанникам, как можно изобразить хокку в танце и музыке. Авторы проекта «Импродетство» уверены: арт-технологии необходимы для полноценного развития и здоровья маленького человека.

Перформанс от хореографа Александра Козина и композитора Ирины Смирновой прошел 19 апреля в садике № 30. Это было второе выступление из запланированных восьми, которые проведут в петрозаводских садиках в рамках проекта «Импродетство». Цель этого проекта — дать возможность детям раскрепоститься, научиться самовыражаться и фантазировать через музыкальную и танцевальную импровизацию.

Проект «Импродетство», разработанный Александром Козиным, Ириной Смирновой и старшим методистом Центра развития образования Людмилой Фрадковой, победил в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив и включает авторские музыкальные циклы и танцевальные комплексы упражнений, мастер-классы для педагогов и перформансы — короткие выступления-спектакли для детей.

Партнерами проекта стали восемь детских садов Петрозаводска, которые успешно применяют арт-технологии в своей работе.

«Импродетство» является логическим продолжением предыдущего проекта «Использование элементов арт-технологий в образовательном процессе в школах и детских садах Карелии в условиях пандемии», который авторы реализовывали в период пандемии коронавируса в 2020-2021 годах.

Перформанс

Перформанс в садике № 30 начался со знакомства Александра Козина и Ирины Смирновой с воспитанниками. Педагоги сели на пол, чтобы быть на одном уровне с детьми, и пожелали доброго утра.

 

Затем Александр взял в руки книгу японских хокку для детей Мацуо Басё. Идея состояла в том, что актер наугад выбирает хокку и изображает его танцем, а дети должны догадаться, что им показывают.

 

Александр выбрал в книге хокку, а потом в танце начал изображать прочитанное. Дети с интересом наблюдали за пластичными и ловкими движениями танцора.

Одни засмеялись, другие смотрели удивленно. Александр словно летал по залу. Грация, пластика и актерское мастерство явно не оставили равнодушными маленьких зрителей. «Как он это делает, как?» — спросил у товарища один из мальчиков.

 

Каждый зритель мог интерпретировать увиденное так, как хотел — фантазии было где разгуляться. Журналисты «Республики» тоже внимательно следили за действом и увидели в танце Саши рождение бабочки.

Музыкальные импровизации в исполнении Ирины Смирновой создавали весеннее настроение и поэтическую атмосферу. В музыке слышалось пение птиц, жужжание насекомых, шелест деревьев.

В конце выступления Александр и Ирина познакомили детей с необычным музыкальным инструментом — калимба. Это африканский ударный инструмент, его звучание очень понравилось всем собравшимся.

Калимба — африканский язычковый щипковый инструмент. В переводе с одного из африканских диалектов слово «калимба» означает «маленькая музыка». Этому инструменту уже более трех тысяч лет. Раньше его клавиши делали из бамбука, сейчас — из металла.

 

Освоить игру на калимбе можно достаточно быстро. На нем легко импровизировать. А еще он развивает моторику. Дети смогли попробовать играть на нем и активно включились в само представление, став полноценными участниками импровизации.

Детям нужно давать волю

Александр Козин — известный в Карелии и за ее пределами хореограф-постановщик, участник международных и театральных проектов, танцовщик, специалист по контактной импровизации. По его мнению, танцевальная импровизация снимает мышечные зажимы и способствует оздоровлению детей.

«Дети смеялись и радовались, эмоции — это очень важно. Мы установили со зрителями открытый диалог, показали, как звучит музыка и происходит взаимодействие с ней во время танца. Мы не рассказывали историю или известную сказку, потому что суть импровизации в том, чтобы дать волю детской фантазии. В процессе спектакля родился образ человека. Из хаоса родилась форма, музыка, творчество, целостное явление. Всё это происходило спонтанно, в форме импровизации», — рассказал Александр.

 Александр Козин. "Республика"/Лилия Кончакова

Александр Козин. «Республика»/Лилия Кончакова

По словам Александра, через танец, движение и музыку можно восстанавливать мышечные связи мозга и тела. Танцевальная импровизация помогает детям развивать творческое мышление и учит тому, что в любой ситуации есть несколько вариантов решения. Во время занятий гиперактивные дети становятся более спокойными, так как выплескивают свою энергию, а замкнутые дети раскрепощаются.

«Во время танцевальной импровизации каждый из нас — исследователь, находит новые паттерны своего тела. Импровизация дает сильный оздоровительный эффект, потому что часто система предлагает нам форму телесного присутствия очень конкретную: сидеть, чтобы сидеть, лежать, чтобы лежать. А можно попереворачиваться, подвигаться, разогнать лимфу, чтобы не было застоев в теле, не было зажимов. К сожалению, с возрастом люди заключают себя в какие-то рамки, поэтому части тела как будто атрофируются и начинают болеть. Чтобы этого не было, нужно постоянно двигаться и поддерживать тело в пластичном состоянии», — объяснил Александр.

Отметим, что в марте этого года Александр Козин провел в детском саду № 30 курс с педагогами. Хореограф поделился с воспитателями танцевальными методиками и упражнениями, не привязанными к возрасту или физическим способностям человека, поскольку есть разные группы детей.

Музыка, игра и радость

Ирина Смирнова — хорошо известный в Карелии, России и за рубежом музыковед, композитор-импровизатор, лауреат всероссийских и международных конкурсов, музыкальный терапевт, автор многих проектов, концертирует и обучает импровизации детей и взрослых уже более тридцати лет по своей авторской методике «Свободный поток» или Go with the flow.

Во время перформанса Ирина играла на разных музыкальных инструментах: калимбе, синтезаторе и норвежской флейте.

Ирина Смирнова. Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Ирина Смирнова. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

«Самовыражение очень важно для психического здоровья. Во время музыкальной импровизации мы погружаемся в океан подсознания, мыслим образами и эмоциями. Мы развиваем культуру чувств, эмоциональный интеллект, обретаем целостность, принимаем себя, учимся мыслить спонтанно и  многовариантно. Во время импровизации я делюсь с  большими и маленькими слушателями удивительным моментом — рождением музыки. Для меня важно, чтобы в любом общении, в любом перформансе было ощущение игры и радости. Если есть игра и радость, значит, всё состоялось», — сказала Ирина.

Один из авторов и координатор проекта Людмила Фрадкова — кандидат биологических наук, занимается проблемами здоровьесбережения уже более десяти лет. Она отмечает, что современные дети много времени проводят за компьютерами и смартфонами, а танцевальная и музыкальная импровизация позволяет уменьшить риск развития гиподинамии и играет огромную роль в психокоррекции эмоционального состояния детей.

Людмила Фрадкова. Фто: "Республика"/Лилия Кончакова

Людмила Фрадкова. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

«Мы создаем арт-терапевтическую среду для развития того, что уже заложено в детях на генетическом уровне», — рассказала Людмила Фрадкова.

По мнению Людмилы, использование арт-технологий в детских садах нужно развивать дальше, это особенно важно для реабилитации детей, перенесших коронавирусную инфекцию.

«Наш проект развивается: мы хотим подключить и другие арт-технологии, ищем новые формы использования музыки и движения, хотим сделать все это во взаимосвязи», — поделилась Людмила Фрадкова.

Перформансы в исполнении Александра Козина и Ирины Смирновой провели в детских садах № 114 и 30. В апреле и мае еще шесть перформансов пройдут в детских садах № 35, 86, 112, 64, 88, 1 в Петрозаводске. Проект «Импродетство» завершится в июне этого года.