Михаил Гольденберг: «Жизнь Гюллинга — как готовый сценарий для фильма»

В Национальном музее Карелии на этой неделе прошел пресс-показ мемориальной коллекции Эдварда Гюллинга. Среди экспонатов — уникальные фотографии и документы, письменный набор из карельской березы, знамена советского времени. Показ приурочили к 140-летию со дня рождения первого руководителя нашей республики.

Михаил Гольденберг. Фото: "Республика"/ Сергей Юдин.

Михаил Гольденберг. Фото: "Республика"/ Сергей Юдин.


Э.А. Гюллинг, председатель СНК АКССР. г. Петрозаводск. 1930-е гг. Автор съемки не установлен. Фото: Национальный архив Республики Карелия

Э.А. Гюллинг

Эдвард Отто Вильгельм Гюллинг (1881 — 1938) — доктор философии, экономист, статистик, финский и российский политик. Возглавлял Карелию 15 лет, с 1920-го по 1935-й год: сначала как руководитель Карельской трудовой коммуны, затем как председатель Совнаркома Автономной Карельской ССР. Инициировал крупные преобразования в экономике, культуре, научно-образовательной сфере. Именно при нем Карельский краеведческий музей (Национальный музей Карелии) получил статус государственного в 1928 году.

В 1935 году Гюллинг был смещен с поста председателя карельского Совнаркома. Спустя два года арестован в Москве по обвинению в руководстве контрреволюционной организацией, в 1938 году расстрелян. Полностью реабилитирован посмертно в середине 1950-х.

Об Эдварде Гюллинге «Республика» подробно рассказывала в материале в рамках проекта «100 символов Карелии».


На снимке 1906 года — красивая молодая пара. Это Эдвард Гюллинг и его будущая супруга Фанни Акрен перед венчанием. Фотография, датированная 1937-1938 годами: застывшее измученное лицо. Снимок сделан после ареста Гюллинга. Копия письма из прокуратуры СССР, адресованного дочери Елене Эдуардовне о полной реабилитации ее отца. Это уже 1956 год.

Некоторые из представленных на пресс-показе экспонатов уже достаточно давно находятся в фондах Национального музея. Но большинство пополнили коллекцию лишь два года назад.  Их передала музею Татьяна Кондратьева, внучка Эдварда Гюллинга. Вместе с правнучкой Еленой Емельянович она посетила Карелию в 2019-м.

Коллекция вещей Гюллинга. Фото: "Республика"/ Сергей Юдин.

Коллекция вещей Гюллинга. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

«Месяц назад мы сделали пресс-показ к 140-летию со дня рождения Отто Куусинена (председателя Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР в 1940 — 1956 годах — прим. ред.). С Эдвардом Гюллингом они были одноклассниками, учились вместе в гимназии в Ювяскюля. И в этом году мы отмечаем также 140-летие со дня рождения Эдварда Александровича. Мимо этой даты мы, конечно, не могли пройти. Ведь даже само здание музея — это наш главный экспонат, связанный с жизнью Гюллинга. Его рабочий кабинет находится здесь за дверью», — рассказал директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг.

Среди впервые показанных публике экспонатов, кроме копии письма о реабилитации, — удостоверение члена Центрального исполнительного комитета и председателя Совета народных комиссаров Автономной Карельской Советской Социалистической Республики. А также письменный набор из карельской березы с автографом Эдварда Гюллинга и указанием года — 1930.

 

«Этот набор — своего рода символ управления, кроме письменных принадлежностей, в него входит председательский молоток. Этот экспонат, как и другие, уникален, и большая удача, что он сохранился. Ведь из вещей Гюллинга мало что осталось. Его супруга Фанни тоже была арестована и скончалась в 1944 году в карагандинской ссылке. Большая часть их личных вещей ушла в небытие. Письменный набор жена Гюллинга передала в семью Тойво Антикайнена, поэтому он сохранился. Жизнь Гюллинга, и особенно его последние годы, — как готовый сценарий для фильма об удивительной, яркой и трагической человеческой судьбе», — добавил Михаил Гольденберг.

Среди переданных Национальному музею вещей есть также автобиография, написанная Эдвардом Гюллингом на финском языке. Что касается фотографий, то их на пресс-показе представили отдельным блоком. Это и семейные снимки, и фотографии, связанные с политической жизнью: Гюллинг в составе делегатов Всекарельского съезда Советов, Гюллинг вместе с Михаилом Калининым и другие.

 

Кроме того, в мемориальную коллекцию вошел и орден «Сампо» под номером 001. Эта высшая государственная награда республики, напомним, была учреждена с 1 января 2019 года. И первым, кто был награжден орденом (посмертно), стал Эдвард Гюллинг. Награду глава Карелии Артур Парфенчиков вручил Татьяне Кондратьевой и Елене Емельянович, когда они гостили в республике. Потомки Гюллинга решили передать орден в коллекцию Национального музея, поскольку именно с Карелией была связана огромная и самая важная часть жизни их знаменитого предка.

Орден "Сампо" 001. Фото: "Республика"/ Сергей Юдин.

Орден «Сампо» 001. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Во время пресс-показа Михаилу Гольденбергу удалось созвониться с Татьяной Кондратьевой. Она поблагодарила за сохранение памяти о ее дедушке, а также за книгу об Эдварде Гюллинге, которую издали еще в марте этого года.

«Очень приятно, что к 140-летию со дня рождения появилась замечательная книга «Эдвард Александрович Гюллинг — первый руководитель советской Карелии». Выражаю огромную благодарность авторскому коллективу ПетрГУ, который смог собрать невероятно большой материал из архивных документов и выпустить уникальную книгу. На русском языке это первая книга, которая рассказывает о судьбе Эдварда Гюллинга», — сказала Татьяна Кондратьева.

Внучка и правнучка Эдварда Гюллинга Татьяна Кондратьева и Елена Емельянович

Внучка и правнучка Эдварда Гюллинга Татьяна Кондратьева и Елена Емельянович. Фото: «Республика»/ Любовь Козлова

Музей ждет исследователей

Кроме экспонатов, которые непосредственно связаны с жизнью и работой Эдварда Гюллинга, на пресс-показе представили предметы, которые отражают дух той эпохи. Это два знамени советского периода. На одном из них — лозунг «Да здравствует Всемирная Революция!», вполне типичный для тех лет. А вот история изготовления знамени интересная. Его сшили беспартийные служащие банка. Материал скромный — простой сатин, но при этом стяг украшен золотой бахромой с металлической нитью.

Второе знамя изготовили в 1927 году на Соломенском лесозаводе для награждения лучших бригад за ударный труд. В годы Великой Отечественной войны знамя эвакуировали из Петрозаводска, а в 1948 году его передали музею в честь юбилея комсомола. Вышивка на знамени выполнена золотой нитью, материал немного истерся от времени, но до сих пор достаточно крепкий.

 

Как сообщил Михаил Гольденберг, это лишь малая часть того, что есть в хранилищах. Директор признался: его огорчает, что исследователи, в том числе студенты, аспиранты, неохотно идут в музеи.

«В фондах нашего музея, например, есть более 80 знамен советского времени. Когда они дождутся своих исследователей? Когда сделают текстуальный анализ? Анализ материалов, которые очень много говорят об эпохе? Фонды Национального музея — эльдорадо для исследователя, просто огромные возможности для изучения», — отметил Михаил Гольденберг.

Михаил Гольденберг. Фото: "Республика"/ Сергей Юдин.

Михаил Гольденберг. Фото: «Республика»/ Сергей Юдин

При этом в Национальном музее появляются и новые уникальные экспонаты и документы.

«Недавно к нам приезжал исследователь Кристиан Хуффен из Германии. Он познакомил нас с документом, связанным с известным немецким художником-экспрессионистом по имени Георг Грош (в другой транскрипции — Гросс — прим. ред.). Он приезжал в Карелию в тот период, когда ею руководил Эдвард Гюллинг. Исследователь передал нам главу книги, в которой художник рассказал о пребывании в Карелии. Текст перевели специалисты ПетрГУ. Уверен, это настоящая «бомба», и скоро мы ее «взорвем» в информационном пространстве», — заинтриговал слушателей директор музея.