«Хохлома уже не вписывается»: что везут туристы из Карелии

Почему современные туристы охотнее везут из Карелии чай и рыбу, а не статуэтки и пирамидки? Сколько денег готов отдать за сувениры средний путешественник? Можно ли утилизировать обереги без роковых последствий? Ассоциация "ЭХО" организовала живую встречу для знакомства и грамотного объединения мастеров, дизайнеров, туристов и бизнеса.

Ещё один сувенир с гостеприимным комаром. Фото: ИА "Республика" / Эдуард Тур

Ещё один сувенир с гостеприимным комаром. Фото: ИА "Республика" / Эдуард Тур

В Петрозаводске на площадке CreatePtz в течение нескольких часов разговаривали о куклах, пирамидках, носках и косоворотках, обсуждали стратегии, стартапы и лайфхаки ремесленной деятельности, расшифровывали коды карельской ремесленной культуры. Приезжими гостями встречи стали дизайнер Варвара Зенина и маркетолог, директор по развитию бренда Varvara Zenina, Михаил Лункин.

Стартовая встреча «Карелия рукотворная: новые возможности ремесел в туристическом секторе» запустила большой и интересный проект под названием «Код северных ремесел». Ассоциация «ЭХО» пригласила ремесленников, дизайнеров и представителей туристических организаций, чтобы они познакомились и определили, нужны они друг другу или нет. По мнению экспертов, сейчас участие мастеров в карельском туристическом секторе очень скромное.

Светлана Кольчурина, директор Ассоциации «ЭХО», рассказала о перспективах грамотного подхода к теме:

«Мы проводим исследования о маркетинге ремесел. Уже понятно, что потенциал ремесленников не до конца открыт и что мало кто из них спокойно чувствует себя в сфере экономической деятельности».

Светлана Кольчурина, директор Ассоциации "ЭХО". Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Светлана Кольчурина, директор Ассоциации «ЭХО». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

На встрече директор «ЭХО» привела данные аналитиков. По мнению экономиста Юрия Савельева, если республика начнет целенаправленно вкладываться в сферу ремесел, то через 10 лет годовой доход от деятельности ремесленников может составить миллиард рублей.

В ближайших планах самой ассоциации, занимающейся актуализацией культурного наследия и работающей на стыке разных тем, — создание двух туристических маршрутов. Один будет посвящен традициям деревообработки — от столярных мастерских до шитья лодок. Сюда же войдут посещение мест, где есть мастера, работающие с берестой и капом. Второй маршрут представит текстильную традицию Карелии: вышивку, ткачество, шитье. Возможно, маршруты заинтересуют и региональных туроператоров.

 

 

«В начале февраля мы объявим конкурс на создание предложений для туризма. Это могут быть предложения по интерьерным решениям для гостевых домов в республике, по образовательным и другим услугам для туристов, по изготовлению сувенирной продукции. Общий грантовый фонд на поддержку инициатив заложен нами в размере 300 тысяч рублей».

О том, соответствуют ли наши представления об обычном туристе, приезжающем в Карелию, рассказала Елена Багаева, директор ООО «Карелика»:

«Каждый год в Карелию приезжает около 800 тысяч туристов, это много. Есть представление, что наш турист — богатый человек из столицы, который едет отдохнуть в монастыре. Но есть разные цели у путешественников. Есть те, кто хочет смотреть только на природу, а есть те, кто настроен ездить и с чем-то знакомиться. Этнография востребована».

Сколько, по-вашему, денег готов потратить турист? По нашим представлениям, от 300 рублей до 1 тысячи. На самом деле, мы недооцениваем запрос туриста. В среднем он закладывает на региональные сувениры около 3 тысяч рублей.

 

В Карелии туристы не только покупают сувениры, но и приобретают опыт по изготовлению предметов с национальной символикой. В качестве рекомендации Елена Багаева предложила мастерам, которые проводят мастер-классы по созданию кукол из тряпочек или из соломы, которые были оберегами во многих карельских домах, переключиться на изготовление игровых кукол, не имеющих сакрального значения. Оказывается, люди, которые сделали своими руками такие обереги, потом боятся их потерять или выбросить, чтобы духи их потом за это не наказали.

Кукла-ведучка. Фото: Николай Смирнов

Кукла-ведучка. Фото: «Республика» / Николай Смирнов

О том, что не меньше сувениров туристов интересует приобретение впечатления, рассказала Екатерина Биктимирова, руководитель креативного сообщества Петрозаводска Create PTZ. Речь идет о том, чтобы не просто купить и съесть калитку, но приготовить ее, а потом только съесть. По ее мнению, гастротуризм в Карелии недорабатывает. В качестве предложения Екатерина Биктимирова озвучила идею организации ежегодных фестивалей ремесленников.

Посмотреть на ситуацию в Карелии со стороны смогла Варвара Зенина, московский прогрессивный дизайнер одежды, специальный гость форума. Она рассказала о том, как начинала свой бизнес и на что ориентируется, развивая компанию.

«В общероссийском контексте Карелия считается передовым регионом, — сказала Варвара Зенина. — Так видится из Москвы. Здесь одними из первых стали уделять вниманию дизайну как таковому».

Варвара Зенина и Михаил Лункин. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Варвара Зенина и Михаил Лункин. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Варвара Зенина — этнокультуролог, фольклорист. Родилась в деревне в Омской области, сейчас живет в Москве. Ее бизнес связан с актуализацией традиционной одежды, кроме того, она курирует разного рода этнокультурные проекты. 12 лет назад она открыла ателье по изготовлению народной одежды. По словам Варвары, когда лет пять назад появился запрос на одежду, которая заявляет о русской идентичности, она почувствовала, что может на него ответить. Сейчас в косоворотках, свитерах, армяках Варвары Зениной ходят люди не только в России, но и за ее пределами.

По словам дизайнера, сувенирная продукция должна иметь практическое применение.

 

«В эпоху перепотребления человек интуитивно тяготеет к приобретению вещей, необходимых в контексте жизни. Чего на рынке сувенирной продукции, к сожалению, мало. В этом смысле безальтернативными являются гастрономические подарки», — комментирует дизайнер.

 

По ее мнению, интересно постигать глубину, развеивать мифы, быть первым, кто расскажет новые русские истории, пусть даже и провокационные.

В свое время постоянный госзаказ в СССР дал нам много бесполезных вещей, и именно они являются визитной карточкой России. Среди них, по словам Варвары Зениной, растиражированная «хохлома», которая в том виде, как мы наблюдаем ее сейчас, утратила актуальность. Как и близость к тому промыслу, вещи, которого в крестьянской среде применяли в быту. Новодельная лаковость не дает возможности использовать ее в дизайне интерьера сегодня.

Во второй части форума Михаил Лункин, маркетолог, директор по развитию бренда Varvara Zenina, рассказал о стратегиях выстраивания бизнеса, использующего культурные коды. Запись лекции можно найти в группе Ассоциации «ЭХО«. «Республика» планирует продолжить разговор о культурных кодах и идеях, связанных с актуализацией народного наследия. В проекте «Персона» в феврале выйдет большое интервью со Светланой Кольчуриной.