«Фото на развалинах»: в театре «Творческая мастерская» снова спасают подростка

Тему отчаянного взросления человека поднимет новый спектакль Театра драмы Карелии "Творческая мастерская". Премьера пройдет 31 мая и 1 июня.

Артем Галушин. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Артем Галушин. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Спектакль «Фото на развалинах» ставит приглашенный режиссер Артем Галушин, художник — Ютта Роттэ. Инсценировку по одноименной повести Светланы и Николая Пономаревых специально для Театра драмы РК создал молодой белорусский драматург Дмитрий Богославский. Возрастная маркировка постановки: 12+.

В репертуаре театра «Творческая мастерская» спектакль «Фото на развалинах» станет еще одной постановкой о взаимоотношениях подростка с миром. Спектакль «1/101», напомним, также отнесен к этой теме.

Режиссер Артем Галушин и актриса Татьяна Савицкая, репетиция спектакля. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Режиссер Артем Галушин и актриса Татьяна Савицкая, репетиция спектакля. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

В спектакле заняты актеры театра Валерий Чебурканов, Виктория Федорова, Ольга Саханова, Дмитрий Максимов, Александр Галиев, Дмитрий Константинов, Михаил Третьяков, Виктория Бикетова, Татьяна Савицкая.

В основе сюжета нового спектакля — история подростка Елисея Федорова, переживающего трудный период жизни, связанный с проблемами взросления, непростыми отношениями в семье, первой любовью. У героя спектакля необычное увлечение — он любит фотографировать заброшенные объекты.

О спектакле «Фото на развалинах» с Артемом Галушиным «Республика» разговаривает после одной из репетиций.

До недавнего времени Артем Галушин был главным режиссером Канского драматического театра. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

До недавнего времени Артем Галушин был главным режиссером Канского драматического театра. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

— Уже не в первый раз вы ставите спектакль на «семейную тему». Почему?

— Бывает режиссура глобальная, когда ты разговариваешь об устройстве мире, устоях страны. Когда ставят пьесу «Ревизор», то включают сюда всё: быт, традиции, приметы времени. А есть в режиссуре и локальный взгляд на человека.

Я поставил спектакль «Головлевы. Страшная сказка» по Салтыкову-Щедрину. Там тоже эта семейная тема, срез рода. Борьба за наследство, мать-тиран, взаимоотношения братьев между собой дают возможность строить на этом театральную историю. Это корни, кости, на которых потом нарастают мышцы, появляется плоть, составляющая основу персонажа — у каждого героя свою.

— Кто герой вашего спектакля «Фото на развалинах»?

— Это история про мальчика, который взрослеет. Сейчас ему 15 лет, он смотрит на окружающий мир с иронией. В подростках это есть всегда, всегда они отрицают родителей, нормально отрицать то поколение, которое было до тебя. Между тем проходит какое-то время и начинаешь становиться похожим на родителей, иногда даже полностью перенимаешь уже знакомую тебе модель семьи. Главная тема спектакля — мир сложного подростка, которым никто не занимается.

Актера на роль главного героя Леся мы долго искали. Герой неочевидный в своем поведении. Это некий такой Онегин: ему кажется, что всё уже было, всё изжито, ничего нового не придумано. В спектакле Елисея играет актер Михаил Третьяков.

В роли Леся актер Михаил Третьяков. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

В роли Леся актер Михаил Третьяков. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

— Какую роль здесь играет учитель героя?

— Учитель — это большая фигура в жизни каждого человека. Если везет, то человеку попадается такой учитель, который может дать тебе уверенности и показать какое-то направление. У меня, например, во всех моих школах были проходные учителя. Все, кроме одного. Алексей Александрович был учителем физики и нашим классным руководителем. Школа жила своей обычной жизнью, а он давай с нами делать спектакли. Все были счастливы. Потом, уже в других школах, мне стало не хватать этих детских спектаклей, поэтому я пошел в театр-студию, потом в другую, а потом поступил в ГИТИС и попал в мастерскую Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. Все это произошло потому, что в одной из школ учитель физики посчитал важным заниматься с детьми не только предметом, но и театром.

— Что это были за спектакли?

— Например, пьесу «Маклохий и Альмивия». Очень короткая смешная пьеса Константина Мелихана. Там принцесса говорила так: «Я сегодня вся пивакаю, вся заскокую и хахакую! Я с утречера сегодня накудрявилась, намазюкалась, намоднявилась!» Парень ее Маклохий был с таким чекрыжем, а похищал ее злодей Кривчук-Кравчак. Такая забавная штука. Дети и их родители были счастливы, плакали от счастья. И потом очень хотелось повторить эти ощущения.

В роли учителя - Александр Галиев. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

В роли учителя — Александр Галиев. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

— Мне показалось, что Сторож у вас в спектакле какой-то метафизический…

— Вы правы. Что он сторожит? Давно заброшенный мост. Что соединяет этот мост, между чем и чем он? Сторож — это такой проводник, который выбирает, кому уже пора, а кому еще нет. На этот мост просто так не заходят, поэтому его надо сторожить. Отчасти есть такой намек на некого проводника между тем миром и этим, но без мистики. Нам в жизни ведь тоже попадаются такие люди, которые являются либо толчком, либо защитой от отчаянного шага. Тут Сторож как раз помог Елисею остаться на свете.

— Можно ли рассказать, кого в спектакле играет Дмитрий Константинов?

— Это персонаж придуманный, его нет в пьесе. У Димы очень интересная актерская природа. Он готов всё играть, в его глазах нет никаких сомнений. Он просто сидел на репетициях, и однажды я понял, что он нужен для этой истории. Что-то завязалось, и теперь он стал одним из ключевых персонажей в спектакле.

Дмитрий Константинов играет героя, которого нет в пьесе. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Дмитрий Константинов играет героя, которого нет в пьесе. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

— Как придумывалось визуальное решение этой истории?

— Спектакль придумывался долго, и сценография менялась в зависимости от изменений замысла. «Фото на развалинах» — емкое название. Это история о том, что на месте разрушенного должно возникнуть что-то новое. Если ты уже столкнулся с разрушением, что тебе делать? Поддаться ему или попробовать что-то создать? Наш герой говорит: «У меня есть необычное увлечение. Я нахожу объекты, которые раньше что-то значили, а теперь не значат ничего». Здесь есть момент сталкерства, опасности, игры со смертью, проверки себя.

Действие будет проходить в построенном на сцене лофт-пространстве, где что-то осыпалось, изжилось. То, ради чего стоит жить, подчеркнуто сценографией. Все обрамлено сухой травой-полынью. Отдельный мир — комната героя, где он развешивает свои снимки. В своей комнате он как на своей планете, в своем космосе.