Феномен Зареки: в «Синем коридоре» открылась выставка про пространство и людей

В арт-пространстве на Литейной площади можно увидеть ускользающую красоту места в фотографиях-зеркалах и остановленное движение людей в хронике одного интересного эксперимента. 25 сентября «Академия фотографии» подвела итоги Лаборатории кинотанца в Петрозаводске.

Пространство «Синего коридора» располагает к творчеству. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

Открывают выставку в «Синем коридоре» работы в технике эгломизе (нанесение рисунка, а в нашем случае фотографии, на обратную сторону зеркала). Технология довольно сложная, но результат получается интересный: из зеркала сквозь патину времени на нас смотрят дома, деревья, знакомые когда-то места, вызывая у нас воспоминания то ли о детстве, то ли об ушедшем времени. Авторы работ – фотографы Карина Романова и Юлия Утышева.
Зеркальная ностальгия соседствует здесь с другой энергией. Большая часть выставки – бекстейдж (съемка изнанки творческого процесса) Лаборатории кинотанца, которая проходила в Петрозаводске этим летом. Автор съемки – фотограф Михаил Никитин, давно сотрудничающий с «Республикой».

 

О двух частях экспозиции говорит и один из организаторов лаборатории Юлия Утышева:

«Эта выставка состоит из двух моментов: места и люди. Местом, где происходила съемка наших фильмов, стал район Зарека. Фотографии, которые рассказывают о месте, выполнены на зеркалах. Частично зеркало осталось зеркалом, а частично оно превратилось в фотографию. Получился такой фантомный город, место, которое исчезает. Это похоже на воспоминания. Когда мы смотрим в зеркало, может, даже на себя, мы вспоминаем то, что с нами было в прошлом, те места, которые мы любили», — рассказывает Юлия Утышева.

О том, что собой представляет кинотанец и чем примерно занимались летом участники Лаборатории кинотанца в Петрозаводске, «Республика» уже подробно писала. Сейчас в «Академии фотографии» прошел заключительный этап эксперимента, поддержку которому оказал Президентский фонд культурных инициатив. Закрытие проекта отметили не только открытием выставки, но и показом лучших российских работ, созданных в жанре кинотанца, и премьерой фильмов, которые были сняты в Петрозаводске этим летом.

 

Из 25 участников Лаборатории кинотанца в Петрозаводске местных, петрозаводских, было всего пять человек. Чтобы принять участие в эксперименте, в столицу Карелии приехали хореографы, танцовщики, операторы и другие люди искусства и жизни со всей страны. Большинство из них не были знакомы с особенностями нашего города, поэтому их исследование территории Зареки было особенно любопытным. Помочь участникам понять специфику места и почувствовать его ритм взялись хореограф и один из организаторов проекта Александр Козин, хореограф Ольга Васильева и урбанист Святослав Мурунов. Куратором проекта была режиссер из Санкт-Петербурга Дина Верютина.

Режиссер, эксперт по кинотанцу Дина Верютина. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

«У каждого района есть свое лицо. Этого не замечаешь до той поры, пока не начнешь изучать его. Я, когда попадаю на Зареку, оказываюсь в какой-то машине времени – отсюда можно перенестись в сталинские, брежневские времена, в перестройку. Некоторые плакаты висят там на домах с 1990-х годов, с тех пор, когда там еще стояли ларьки со сникерсами и болгарскими сигаретами. И тут же мы видим современные здания. Эклектика и разновременные пласты делают этот район города очень перспективным для исследования», — считает Юлия Утышева.

Организаторы и эксперты проекта: Александр Козин, Дина Верютина и Юлия Утышева. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

Всего в Петрозаводске было снято четыре фильма в жанре кинотанец. В пятиминутном фильме «Танец Зареки» участники лаборатории спрашивают у горожан, на что вдохновляет их пространство и какими движениями можно было бы это выразить. В зарисовке «Сродство» обыгрывались слова «быть» и «забыть». Фильмом-ностальгией стала работа «Округа», противопоставляющая «живые воспоминания в распадающемся настоящем». Наиболее интересным стал фильм «Безре-чье/чие», где создавались визуальные метафоры, связанные с рыбами – их безмолвием, их легкой природой.

Вместе эти небольшие фильмы составили проект «Город-тело»: кинотанец как способ исследования культурных кодов городского пространства». Проект станет частью общего современного культурного феномена, нашими пятью копейками в исследование связей между человеком и человеком, человеком и местом, которое влияет на его сны, эмоции, поступки и решения.

«Что нас ждет дальше? Что придет на это место? Возможно, останется лишь миф, который мы будем рассказывать новым поколениям, — говорит Юлия Утышева. — Между тем команда лаборатории верит, что исследования природы места с помощью камеры и собственного художественного азарта будут продолжены».