«Если не учить молодежь, карельского наследия не станет»

Почему карельский язык сохранить сложнее, чем музыку, и как композиторы помогают развивать традиционную культуру, рассказал ректор Петрозаводской консерватории Владимир Соловьёв.

Владимир Соловьёв. Фото: Николай Смирнов

Владимир Соловьёв. Фото: Николай Смирнов

Сегодня в Петрозаводске стартует VIII съезд карелов республики. Одним из его участников будет ректор Петрозаводской государственной консерватории Владимир Соловьёв.

Ему есть о чем рассказать: в консерватории уже почти четверть века работает уникальная для России кафедра финно-угорской музыки. По словам ректора, кафедра готовит кадры не только для Карелии, но и для всего финно-угорского мира.

— Можно сказать, что Карелию мы обеспечили кадрами полностью. Наши выпускники работают в Пряже, в Олонце, в Калевале. В Петрозаводске Центр национальных культур – это практически полностью наши выпускники.

Студенческие команды во главе с преподавателями кафедры регулярно выезжают в районы Карелии. В этих экспедициях музыканты собирают фольклор.

— В карельских деревнях студенты записывают у бабушек песни, потом привозят материал сюда. Мы их здесь аранжируем, записываем и тем самым сохраняем им жизнь. А потом современные композиторы берут за основу карельские и финские мотивы и сочиняют свои произведения. Таким образом традиционное искусство продолжает жить.

Ансамбль "Кантеле". Фото: Николай Смирнов.

Карельский ансамбль «Кантеле». Фото: Николай Смирнов

В консерватории думают даже о создании финно-угорского факультета, где будет изучаться не только музыка. В учебном заведении уже открыли отделение актерского мастерства — многие его выпускники работают в Национальном театре. И это важно: опытные актеры из театра постепенно уходят, и ему нужна молодая кровь.

— Кафедру мы старательно развиваем, потому что в России всего 15 консерваторий – и ни в одной из них подобного отделения нет. Ни в Удмуртии, ни в Мордовии, ни в Марий Эл, ни в Коми нет своей консерватории, только у нас.

Владимир Соловьёв считает, что карельскую музыку сохранить проще, чем язык. Студенты собирают в деревнях различные песни и мотивы, а композиторы потом пускают их в дело. Гельмер Синисало, например, еще в середине XX века написал несколько произведений, в которых использовал традиционные карельские мотивы.

— Другое дело язык: получается так, что сейчас многим гораздо нужнее английский – язык международного общения. А карельский, к сожалению, не так востребован. Если говорить о других национальных республиках России, то там ситуация по-разному обстоит. В Татарстане, например, живет очень много татар, и язык титульной нации поэтому широко используется. А вот в Коми всё почти как у нас, особенно в городах.

Главный музыкальный инструмент карел - кантеле. Фото: мэрия Петрозаводска

Главный музыкальный инструмент карелов — кантеле. Фото: мэрия Петрозаводска

В то же время во всех национальных республиках страны, кроме Карелии, язык титульной нации имеет статус государственного. Владимир Соловьёв считает, что в Карелии нужно сделать то же самое — придать карельскому языку соответствующий статус.

А еще ректор консерватории убежден, что без музыки сохранить наследие карельского народа невозможно. Важно только, чтобы национальные мотивы использовались в практике – на учебе, на концертах и так далее. С этой задачей и справляется Петрозаводская консерватория.


— Надо понимать, что в России 15 консерваторий, и почти все построены в городах-миллионниках. А в Петрозаводске живет меньше 300 тысяч человек, и существование консерватории с финно-угорской кафедрой как бы говорит: мы защищены.

То, что мы создали финно-угорскую кафедру, очень важно: если в этом направлении ничего не делать, наследия просто не станет. Карельский язык, карельские интонации – они просто уйдут.

Вы же знаете, чем сейчас занимается молодежь, особенно в районах. И привлекать ее к хореографии, к музыке необходимо. А если молодежь не приучить к этому, не привить любовь, то наследие исчезнет вместе с нами.

Жизнь сейчас очень сложная. Карелия когда-то была одной из 16 союзных республик, и благодаря этому здесь появились союзы композиторов, писателей, художников. А современный мир потихоньку это уничтожает – вот в чем опасность.

И всё же я могу сказать, что кафедра развивается, а с ней развивается традиционная культура. Создаются народные коллективы, изучаются песни, пишутся новые произведения. И благодаря этому у нас есть будущее.