ДОМАшний Петрозаводск

В Городском выставочном зале открыта экспозиция, посвященная современной архитектуре Петрозаводска. Есть ли у столицы Карелии свой стиль, какого цвета должны быть жилые дома, как придумать новое и почему в проектах сейчас не закладывается озеленение — в репортаже «Республики».

"Онежский павильон". Евгений Дыга. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

"Онежский павильон". Евгений Дыга. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Выставка «Профессия: архитектор» одновременно выполняет несколько задач: знакомит посетителей с действующими городскими архитекторами, их проектами последнего десятилетия, дает возможность увидеть моменты учебного процесса студентов и направление их мысли, а также представить себе идеи применения профессиональных навыков в дизайне интерьеров, рекламе и других сферах.

По словам директора Городского выставочного зала Марии Юфа, новый Петрозаводск — явление интересное. Ее радуют и прогулки по историческому центру города, созданному по классическим канонам градостроительства, и по набережной Варкауса, где здания построены в современных традициях архитектуры. Разные приемы и формы используют архитекторы, определяющие внешний вид новых районов Петрозаводска: Древлянки и Кукковки. Выставка дает возможность обзора как уже готовых проектов и построенных комплексов, так и наблюдения за перспективой развития градостроительства в столице республике.

«Республике» экспозицию в Городском выставочном зале представляет ее инициатор, председатель Союза архитекторов Карелии Евгений Фролов.

Евгений Фролов, руководитель Союза архитекторов Карелии. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Евгений Фролов, руководитель Союза архитекторов Карелии. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

«В первом зале представлены как проекты архитекторов, так и «отмывки» студентов техникума коммунального хозяйства. Отмывка — это техника проектной графики, при которой наполненная тушью кисть с большим количеством воды как бы отмывается о бумагу. Как правило, для отмывки используется китайская тушь. Техника похожа на акварель. В работах студентов — элементы классической архитектуры, фрагменты деревянной архитектуры, иранские мотивы, другие памятники архитектуры локального и мирового порядка.

Здесь же представлены макеты, тоже выполненные студентами из бумаги и картона. Вот макет Пизанской башни, купол известного флорентийского собора, Эйфелева башня. Профессионально сделан макет комплекса «Онежский павильон» и макеты домиков в скандинавском стиле. Мне нравится, что молодые люди чувствуют современность, знают тренды и умеют использовать это в своих работах.

 

Архитектурные проекты представлены на планшетах. Мы видим, например, работы архитектора Леонида Шеламова, который уже покинул нас, но оставил след в архитектуре Петрозаводска. Два здания были построены им: Первомайский, 37 -а, очень современное, и Первомайский, 9. Проект первого здания в свое время был отмечен Союзом архитекторов Карелии как лучшая постройка жилого многоквартирного дома.

Сейчас достраивается молельный дом на улице Балтийской. Тоже, на мой взгляд, очень интересный проект архитектора Вячеслава Бугашева.

Панорама зала. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Панорама зала. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Есть примеры, как архитекторы не только проектируют с нуля, но и реконструируют уже построенные объекты. Можно увидеть, как архитектор Евгений Таев превратил неинтересный с точки зрения архитектуры жилой коттедж по улице Льва Толстого в офисное здание. Мне очень нравится проект «Каскад», по которому строится Древлянка-9. Авторы градостроительной концепции — Евгений Таев и Алексей Скрипицын. А дома строятся по проектам архитекторов Евгения Таева, Александра Савельева и Елены Вознесенской. Это будет один из лучших новых районов в Петрозаводске, на мой взгляд. Достойно был сделан проект торгового комплекса «Лотос Plaza» — сильный по архитектуре, интересный, яркий. Его автор — Алексей Скрипицын.

Я считаю, что у нас много архитекторов, которые помогают Петрозаводску выделяться среди других провинциальных городов в области современной архитектуры. Кстати, блогер Илья Варламов, который часто бывает в российской глубинке, тоже приятно отзывался об архитектуре столицы Карелии.

 

Неплохо сделана типовая застройка (индивидуально разработанными проектами) микрорайонов Древлянка-5 и Древлянка-7. Их автор — Алексей Скрипицын. Хороший альянс возник у архитекторов Александра Савельева и Елены Вознесенской. Достойно, я считаю, выглядит здание визового центра на улице Гоголя, построенного по их проекту.

В свое время главный архитектор город настоял на том, чтобы типовая коробка гипермаркета «Лента», которую решили построить в Петрозаводске, была изменена и получила внешний вид более интересной архитектуры. Так появился этот проект с выделенной входной зоной и другими выразительными деталями, который был выполнен Александром Савельевым и Еленой Вознесенской.

Интересный дом, с угловым акцентом, перепадами высоты, пониженными крыльями с боковых сторон, построен на пересечении проспекта Александра Невского и улицы Калинина. Авторы — Евгений Таев и Эмиль Кулдавлетов. Интересный дом, который в 2019 году стал лучшим реализованным проектом многоквартирного жилого дома по выбору архитектурного сообщества.

Перспективными мне кажутся проекты, расположенные на улице Федосовой, — это жилые комплексы «Аквамарин» и «Свой берег», построенные по проектам Эмиля Кулдавлетова и Алексея Скрипицына, застройка жилого района Кукковка-3 архитектора Эмиля Кулдавлетова, с такой пиксельной отделкой многоэтажек, набережная Варкауса, где есть здания, построенные и по моим проектам, и проектам архитектора Андрея Гречкина, застройка на улице Чапаева, формирующая городскую магистраль, выполненная по проектам Алексея Скрипицына. Дома сделаны из панелей, но это нельзя сравнить с типовым панельным строением до 2000-х годов. Здесь впервые в большом объеме для остекления лоджий применена финская технология безрамного остекления.

 

Примерно с начала 2000-х годов в Петрозаводске стали появляться здания, где цвет стал одним из важных моментов эстетики архитектуры. Еще лет 20-25 назад у нас из строительных материалов были только кирпичи желтый питерский и красный кондопожский, а также железобетонные панели. Основной цвет зданий из панелей — серый. В лучшем случае в матрице, когда отливали бетонные плиты, была заложена керамическая плитка, но тоже ограниченной расцветки. Такова была палитра строительного комплекса. А потом поменялись требования по теплотехнике,и закончилось государственное финансирование строек. Строительный бизнес стал работать для потребителя, покупателя жилья, и появились новые технологии, в том числе вентилируемые фасады с большой палитрой цвета. Постепенно цвет стал активно использоваться во всей городской архитектуре».

 

По мнению Евгения Фролова, сейчас многим жилым комплексам не хватает зелени. В прежние времена в проектах жилых домов было заложено озеленение территории деревьями, кустарниками. Раньше строили дом и на его территории сажали кусты и деревья. Сейчас в таком объеме этого нет, поэтому, по мнению бывшего главного архитектора города, достаточно интересная даже типовая архитектура теряет часть своей привлекательности из-за больших «голых» пространств примыкающих территорий.

Интересно, что выставка в ГВЗ дала повод для создания серии мастер-классов «Профессия: архитектор». То, что придумывают дети вместе с художником и педагогом Майей Савчук, выглядит достойной попыткой освоения новых и старых приемов в архитектуре и дизайне. Готовые работы можно будет увидеть в октябре в группе «Мастер-классы ГВЗ Петрозаводска». Сейчас у юных архитекторов — поиски формы.

 

Поспорить или согласиться с оценками Петрозаводска последнего 10-летия можно, посетив выставку «Профессия: архитектор». Она открыта до 11 октября в Городском выставочном зале на проспекте Ленина.