Dance, характер нордический

Международный фестиваль современной хореографии Nord Dance в течение недели давал повод для прокачки новых представлений о театре, о движении и свободе выражения. Имеющие глаза увидели, имеющие вкус к танцу модерн могли еще и попробовать.

Сцена из спектакля «АРРРР». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Сцена из спектакля «АРРРР». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

В Петрозаводске во второй раз прошел фестиваль современной хореографии Nord Dance. Конечно, это стало событием для публики, которая прекрасно, к слову, смотрела все спектакли, выражая промежуточные впечатления аплодисментами, а финальные — овациями, вставаниями и криками «браво». Кроме того, сильная сценическая программа фестиваля шла параллельно с образовательным контентом: лекциями, мастер-классами, открытым ночным показом работ и даже перформансом-променадом «Память».

Как рождаются смыслы в современной хореографии? Из чего состоит текст постановки? Как вообще смотреть эти спектакли, созданные на языке, которым нужно либо владеть хотя бы на уровне простого пользователя, либо интуитивно соединять движения и музыку в образы и потихоньку раскручивать всю историю?

Сцена из спектакля "Танцпол". Фото: Виталий Голубев

Сцена из спектакля «Танцпол». Фото: Виталий Голубев

На всех семи спектаклях, показанных на сцене Музыкального театра в период фестиваля, я испытывала себя в роли дешифратора, радовалась находкам, уставала от повторов, втихаря медитировала и прислушивалась к своим ощущениям. Поразилась, насколько свободен диапазон выразительных средств в спектаклях современной хореографии. Нет канонов — нет ограничений.

Самые сильные мои впечатления случились от первой и последней работ, показанных на фестивале. Спектакль «Танцпол» привез в Петрозаводск очень известный коллектив — театр «Балет Москва». Здесь вместе танцуют артисты классического балета и современной хореографии.

Как для любого неофита радостью стало быстрое узнавание темы. Тема беспощадных танцевальных марафонов в 20-х годах в Америке, где пары танцевали до изнеможения, а иногда до смерти, в свое время поразила фильмом «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». Внутри темы можно обнаружить много всего: аллюзии на нынешнюю жизнь, образы, связанные с жизнью и особенно со смертью, попытки взаимоотношений, моменты соперничества, страсть, любовь и прочее. Танец стал инструментом рассказа про танец — в обобщенном представлении со множеством смыслов. Действие получилось, хочется сказать, полноэкранным. Кстати, и режиссер Сидни Поллак снимал свой фильм на широкую пленку специально, чтобы зрители почувствовали это безумие, которое творится в танцзале.

В спектакле «АРРРР», который был представлен Независимым проектом Павла Глухова (Москва), неожиданно оказалось так много иронии и юмора, что все серьезное и концептуальное сразу отошло на второй план. Два человека разыграли перед нами несколько вариантов взаимоотношений с разной степенью доминирования, предъявили собрание мужских комплексов, страхов и мечтаний. Все это — в игре, с фокусами, в которых хищник превращается… превращается…

 

В программе фестиваля было отведено место и детям. В выходной день дети, средний возраст которых не дотягивал до первоклассников, собрались смотреть балет «Три поросенка». Из взрослых в зале были только родители и те, кто пришел посмотреть новый балет Кирилла Симонова. В Петрозаводске публика уже заранее готова к игровым провокациям этого хореографа.

Так и вышло. Либретто начиналось со слов «Жили-были три поросенка». Однако переосмысленная сказочка про двух наивных и одного сообразительного поросенка, повстречавших волка, превратилась здесь в психоделическую (для взрослых) историю, населенную очень странными героями.

 

Здесь есть полицейские (Зебры), а также слуги просцениума — Краб, Ананас, Цветочек, Грибок, Кактус и Кальмар. Домик Наф-Нафа здесь — гламурный спа-салон, Ниф-Ниф, кажется, спит на пляже, а практичный Нуф-Нуф, как Чебурашка, живет в телефонной будке. Балет про дружбу исполняется под музыку из балетов Пуленка «Примерные животные» и «Лани». Детям очень понравилось.

Фестиваль познакомил нас с работами артистов и хореографов, работающих в самых разных направлениях. Подробнее других вышло знакомство с Валерией Каспаровой, 25-летним постановщиком из Москвы. Она была автором идеи и режиссером спектаклей «Черный сад» и «Другие». Она проводила бесплатный мастер-класс для всех желающих и придумала идею променада на Онежской набережной про память воды. Оказалось, что Валерия Каспарова, рассказывая об этнических проблемах людей, не только вписывает их в общечеловеческие, но и хорошо чувствует особенности разных культур. Наш, карельский, темперамент, элементы фольклора, еще что-то неуловимое можно было наблюдать как в спектакле «Другие», входящем в репертуар Музыкального театра Карелии, так и в постановке уличного действа.

 

Совсем другие средства используются хореографом в балете «Черный сад», который презентовался как документальная (!) постановка, созданная по воспоминаниям детей-очевидцев войны в Нагорном Карабахе. Локальная война здесь приобретает форму символа, позволяющего рассуждать о метафизических вещах: бытии и небытии, например.

После спектакля «Бегущие», представленного знаменитым Челябинским театром современного танца, прошла встреча зрителей с руководителем театра и хореографом спектакля Ольгой Пона.

Ольга Пона. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Ольга Пона. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Это был необыкновенный разговор. Вот некоторые моменты оттуда:

«Я — движенец, исповедую движение. Я не делаю концептуальных спектаклей. Идея постановки может прийти откуда угодно: из жизни, из музыки, из литературы (редко). Я не теоретик — все мои спектакли очень простые (да уж — прим. авт.), я все еще двигаюсь. Я уважаю тех, кто делает умные спектакли — у меня так не получается. На моих спектаклях можно сидеть и медитировать — посыл проникает в зрителя не через ум. Я — поклонник электронной музыки. В спектакле мне важно не соперничать с музыкой, поэтому я никогда не возьму для постановки музыку Чайковского, например. Мне больше подойдет какой-нибудь гул, капающая вода, что-нибудь техногенное. В постановке мне важно не скатиться в иллюстрацию. Кроме движения мне ничего не интересно: я не шью, не вяжу, я потеряла все хобби. По профессии я — инженер по тракторам. В спектакле я выступаю как математик, геометр — я конструирую свои представления, это чисто математическая работа. Спектакли нашего театра не идут меньше 30 минут, иначе в действие не смогут войти, например, паузы. Быстрые спектакли — это фастфуд».

 

Никакого фастфуда на фестивале Nord Dance не было, все спектакли шли около 50 минут. В том числе ровно 50 минут шел спектакль «Спящая красавица», номинированный на «Золотую маску» в шести номинациях. Хореографами и исполнителями представления были Анна Абалихина и Алексей Естегнеев. Авторы здесь, кажется, постарались сломать все привычные представления о балетных постановках. Да, здесь есть красавица и она спит. Но ее партнер тоже временами спит. Им снятся сны. Мы точно знаем, что происходит, поскольку нам об этом сообщают титры на заднике. Титры похожи своим конструкциями на тексты гугл-переводчика. Танцев немного, много пауз, как и советовала Ольга Пона. В одной сцене герои ничего не делают, не танцуют, не играют, а просто едят яблоки — это интересно. В финале тоже очень интересно, когда обнаженная героиня оказываются внутри огромного шара — это очень эффектно.

Сцена из спектакля "Спящая красавица". На переднем плане - скелет. Фото: Виталия Голубева

Сцена из спектакля «Спящая красавица». На переднем плане — скелет. Фото: Виталия Голубева

Директор Музыкального театра Карелии Елена Ларионова считает, что в июне в театре обычно случаются очень любопытные вещи. Это действительно так. В зале всё время фестиваля Nord Dance была очень хорошая атмосфера принятия друг друга, поддержки и взаимной радости от удачных моментов. Не исключено, что наш Петрозаводск со временем станет местом постоянного притяжения самых интересных хореографических проектов, площадкой, где будет происходить свободное живое общение на разных языках, включая язык танца.