Копии петроглифов (наскальных изображений) выполнены на черной рисовой бумаге с использованием современных акриловых красок. Автор идеи, художник Сергей Нарылков, в основу положил древнекитайскую методику копирования. Получилась современная археографика.
Карельские художники тоже копируют петроглифы этим способом.
— Меня с такой методикой познакомил именно Сергей Геннадьевич, — говорит Светлана Георгиевская. — Рисовую бумагу нужно намочить, приложить к рисунку и «вбить» в скалу. Когда лист высохнет, на нем останется копия рисунка: не только графическая, но и передающая объём. И потом ты начинаешь потихоньку притирать краску, создавать собственный образ.
Петроглифы Хакасии моложе, чем известные карельские. Беломорские и онежские наскальные рисунки — это неолит, их создавали художники из племени охотников и рыболовов. Петроглифы Хакасии — это уже ранний металл: и тематика, и сами картины заметно отличаются от северных выбивок.
— Отличительная черта представленных изображений — гуманистичность, — говорит директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг. — Мы видим здесь людей. Лица, «личины». Обратите внимание вот на эту картину: что это — роды? И если да — то что за существо рождается? Кстати, нижний, почти квадратный элемент этого петроглифа вошёл в герб Республики Хакасия.
Выставка «Петроглифы Хакасии» работает в Национальном музее до конца октября.