Национальную библиотеку Карелии ремонтировали около восьми лет – и наконец отремонтировали. Уже завтра читателей начнут пускать через главный вход, со стороны Пушкинской. А накануне в обновленное здание пригласили журналистов – посмотреть, что и как.
Библиотеке, как и обещали, вернули первоначальный облик: резные балясины, замысловатые капители колонн, лепнину на потолке. Всего этого библиотека лишилась после хрущевского постановления об устранении излишеств.
Парадная лестница осталась такой же, как была, разве что обзавелась рамками, которые не позволят вынести из здания неоформленную книгу. Такие же стоят на каждом выходе. Слева в цоколе – большой гардероб, скоро появится кафе. А справа начинается абонемент, разросшийся почти в два раза. Тут-то и встречают читателя главные изменения: система работы в библиотеке теперь автоматизированная и для посетителей, и для сотрудников.
О том, что можно сделать в обновленной Национальной библиотеке, рассказали ее директор Марина Никишина и главный технолог группы компаний «Технология» Людмила Селицкая.
Завести электронный читательский билет
Читательский билет теперь мало того что пластиковый, еще и с фотографией. Чтобы его получить, нужно оставить личные данные на любой кафедре библиотеки. Карточку напечатают на стойке у парадной лестницы, там же билет старого образца можно заменить на новый.
Процедура занимает совсем немного времени. Проверено на себе: отдаем старый билет, садимся на стул, фотографируемся, через пять минут получаем новенькую карточку.
— Тут установлена веб-камера, и картинка получается достаточно простая, — предупреждает замдиректора библиотеки Дмитрий Гурьев. — Поскольку дамы обычно трепетно относятся к своим изображениям, на нашем сайте в свой профиль можно загрузить фотографию, которая вам больше нравится.
На обратной стороне карточки есть QR-код, с помощью которого на сайт можно войти уже авторизованным. Билеты одного образца получают абсолютно все читатели: и дети, и взрослые.
Взять или сдать книги без участия библиотекаря
На абонементах установлены станции самостоятельного обслуживания. Пользоваться ими легко, справится даже ребенок (им-то, кстати, эти аппараты нравятся больше всего). Нужную книгу вместе с читательским билетом кладем на терминал, нажимаем на экране кнопку «выдать», и станция сама регистрирует книгу на формуляр.
— На каждой книжке есть метка, в которой записана вся информация о конкретном экземпляре, — объясняет Людмила. – Ее можно использовать много-много раз, чтобы выдавать, возвращать книгу, проверять наличие на полке, отслеживать движение книги, когда она едет из хранилища. С нее и считывает информацию терминал.
Метки, кстати, на книги клеили вручную сотрудники библиотеки. Да-да, на все тысячи экземпляров, которые там хранятся.
Сдать книгу еще проще, для этого даже читательский билет не нужен: нажимаем кнопку, и вуаля – умная машина возвращает книгу в фонд. Книжки оставляем на специальной полке и идем по своим делам.
Если подвела память, на станции можно проверить, какие еще книги зарегистрированы на формуляре, но для этого уже будет нужен читательский билет.
Воспользоваться бронеполкой
В холле у лестницы установлен шкаф наподобие камеры хранения в супермаркете. Это бронеполка (от слова «бронь»), она же автоматизированная система бронирования.
Действует она так: на сайте или по телефону заказываем нужные книги, библиотекарь находит их и кладет в одну из ячеек бронеполки. В удобное время приходим в библиотеку, сканируем читательский билет, дверца открывается – забираем заказ.
— Вестибюль библиотеки будет открыт 24 часа в сутки, разумеется, под надзором охранника, — рассказала Марина Никишина. – Поэтому забрать книги из ячейки можно будет в любое время. Правда, нам нужно для этого получить кое-какие технические устройства, чтобы закрывать на ночь лестницу и вход в абонемент. Но сама бронеполка будет работать уже с воскресенья.
Сдать книги, не заходя дальше холла
У самого входа стоит терминал автоматизированного книговозврата – эдакий банкомат наоборот. Чтобы им воспользоваться, сканируем читательский билет, а когда приемное устройство открывается, кладем туда книгу. Машина спишет ее с формуляра и отправит в специальную комнату.
Что происходит потом, от глаз читателя скрыто. А жаль, процесс любопытный. Книга попадает в приемную корзину, а когда она заполняется, сотрудник библиотеки разбирает ее и отправляет книги в разные отделы.
Для этого даже не приходится бегать по этажам: книги складывают в специальные контейнеры, которые едут в нужную часть здания – по рельсам на потолке, прямо у читателей над головами.
— Они друг другу вежливо уступают место, если запущено сразу несколько тележек, — объясняет Людмила Селицкая. – А когда цикл завершен, они возвращаются обратно в тот отдел, откуда приехали. Книги, заказанные в отделе бронирования, точно таким же путем попадают на бронеполку.
Взять домой практически любую книгу
Раньше на руки не выдавали некоторые книги – например, те, которые в библиотеке в единственном экземпляре. Теперь же порядки более либеральные: взять домой можно любую книгу на абонементе, даже если она такая одна. Разумеется, это не касается сектора редкой книги: там, как и раньше, свои порядки.
Важный момент: терминал может в выдаче книги отказать. В этом случае нужно обращаться к библиотекарю, он обязательно поможет.
Воспользоваться библиотекой, невзирая на состояние здоровья
Раньше отдел для лиц с ограниченными возможностями находился в другом здании, теперь его перенесли на Пушкинскую. В отделе можно найти книги Брайля, аудиокниги, тактильные книжки для самых маленьких.
С доступной средой в Нацбиблиотеке все хорошо: есть лифты, указатели для слабовидящих и слабослышащих, на входе в спецотдел скоро появится звонок.
Отметить с библиотекой ее очередной день рождения
Главный вход обновленного здания откроется для читателей 15 октября. В этот день библиотеке исполнится 184 года. Сотрудники готовятся: и дата серьезная, и долгожданное открытие – событие большое.