Наши предки кукол не покупали — делали игрушки своими руками. Каждую девочку с четырех-пяти лет учили этому мастерству. Куклами до семи лет играли и мальчики, и девочки. Повзрослев, мальчики брались за пилы и топоры, а у девочек куклы оставались на всю жизнь. Когда девушка выходила замуж, считалось абсолютно приличным взять с собой сундук с куклами и привезти его в дом мужа. Этот сундук напоминал женщинам о беззаботном детстве, девичестве, юности и семье.
Технологии
Народные куклы называют рванками или скрутками — по способу их сборки. Ножницы, иглы и прочие колюще-режущие предметы для изготовления кукол не использовали: им передается часть души человека — колоть и резать куклу нельзя.
Валентина Юргайтите, сотрудница музея «Кижи»:
— К кукле действительно относились как к подобию человека. С чем было связано и бережное к ним отношение. Считали, что если сделать кукле лицо, то кукла может ожить. В нее может вселиться злой дух, кукла заживет своей жизнью и сможет вредить домочадцам. Поэтому куклам на всякий случай лицо не рисовали, остерегались ее силы, тем самым признавая, что сила эта есть.
Безликая кукла развивала воображение у ребенка — он сам мог додумать, какая она по характеру. Кукол чаще всего делали из старой, впитавшей положительную энергию материнской одежды. И только для праздничных кукол использовали дорогие покупные ткани.
Отжившую свой век куклу не выкидывали, а разбирали. Это символизировало обратимость жизни: как куклу можно легко скрутить, а потом раскрутить, так и мы приходим в этот мир ненадолго, а затем его покидаем, уступая место новым поколениям.
Сакральный смысл
Куклы в древности выполняли много функций-назначений: были игрушками, оберегами или частью обрядов.
Пеленашка — первая в жизни ребенка кукла. Мать изготавливала её ещё до рождения малыша. Пеленашку клали в колыбель: считалось, что она согревает люльку и оберегает ребенка от злых сил и сглаза. Пеленашка — двойник новорожденного, и считалось, что злые силы, придя в дом, вселятся в нее, а самого ребенка не тронут.
Когда девочка вырастала, уже на ее свадьбе, на пиру пеленашка лежала на коленях невесты. Она привлекала материнскую силу, девица свыкалась с мыслью, что она сама будущая мать.
Когда ребенок немного подрастал, мама делала ему куклу Ведучку:
https://eb.utuoy/AXcbHtrvH6s
Куклы не только оберегали ребенка от злых сил или веселили его. Они помогали молодым мамам в уходе за ребенком. Так, голову куклы-бессонницы набивали успокаивающими травами: пустырником, валерианой, мелиссой. Такую куклу давали ребенку и приговаривали: «Бессонница, играй с этой куклой и не играй с моим дитя». Малыш, вдыхая запахи трав, постепенно успокаивался и засыпал. Была и кукла от колик. Ее держали на печке. Давали ее ребенку, если у него заболел живот, и кукла своим теплом успокаивала боль.
У замужней женщины – бездна домашних хлопот. Быть хорошей хозяйкой и все успевать тоже должна была помочь кукла.
Десятиручку дарили молодухе – девушке, недавно вышедшей замуж. По легенде, покровительница ремесленников богиня Макошь сжалилась над одной женщиной, которая никак не успевала по хозяйству, и подарила ей еще две руки. Но даже с четырьмя руками хозяйка не все успевала – столько у нее было дел. Макошь подарила ей еще две руки, и так до тех пор, пока у женщины не оказалось целых десять рук. Когда же и это не помогло, Макошь забрала у нее лишние восемь рук и подарила куклу Десятиручку.
Символом начала взрослой жизни была и Девка-Баба — кукла-перевертыш, единая в двух лицах. Она символизирует переход от беззаботной юности ко взрослой жизни умудренной опытом женщины. Девка олицетворяет красоту, это птичка, которая улетит из родительского дома, она беззаботна и весела А баба – хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и о семье. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом и ребенка.
Для несемейных девок тоже имелся ряд кукол, которые помогают устроить личную жизнь и удачно выйти замуж.
Славутница объединяет в себе все качества завидной невесты. Название ее – от слова «славутность» — женская привлекательность. Ее кукла и помогала обрести девушке. Славутницу делали с особой тщательностью — красивой и ладной. По ней судили и о мастерстве будущей невесты.
У куклы на замужество — длинная шея, на которую надевали несколько платков. На каждый из них загадывали пожелания будущему мужу — какой он должен быть. Чем больше требований у невесты, тем длиннее шея куклы. Но злоупотреблять не советовали – бойтесь своих желаний. Кукла без рук, потому что в семье главный работник — муж, он должен быть рукастым. А жена — шея, как в той известной поговорке. Куклу на замужество ставили на окно избы – это был знак сватам, что пора уже приходить.
Идеал женской красоты наших предков воплотился в кукле-кормилке. Форма куклы восходит к языческому культу матери-прародительницы, которую всегда изображали с подчеркнуто преувеличенными женскими формами. Конечно же, это символ плодородия, но вместе с тем идеал красоты крестьянской женщины, которая должна быть сильной, крупной и выносливой, пригодной для тяжелой физической работы.
Зерновушка — одна из главных кукол в доме, оберег на сытость и достаток. Ее делали из мешковины после сбора урожая. Набивали самой лучшей, отборной крупой и бережно хранили до следующего сева. С зерна из куклы начинали новую посевную. На дно куклы иногда могли положить и монетку.
Ещё одна кукла — лихоманка. Это оберег в виде 12 фигурок демонов-трясовиц. Они залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете она целует своих жертв, от этих поцелуев человек заболевает. Зовут их в соответствии с муками, которые лихоманки могут причинить.
Оберег вешали на красной нитке над печкой. Считалось, что лихоманка, влетев в дом через трубу, увидит куклу и вселится в нее. Поэтому куклы делали яркими, чтобы лихоманка сразу их заметила. В конце года оберег сжигали, чтобы с пеплом, с дымом болезни из дома ушли.
Крутить лихоманок надо уметь:
https://eb.utuoy/76aTxnebrVM
Мастер-класс
Некоторые куклы имеют достаточно сложное устройство, и без сноровки с ними не справиться. Однако есть и такие экземпляры, которые просто сделать в домашних условиях.
Например, если вы хотите, чтобы поскорее настали теплые дни, попробуйте сделать мартиничек.
Этих куколок использовали в обряде закликания весны. Мартиничек вешали на деревья, они символизировали «зацветание» природы: белая – зима, а красная – весна.
Как сделать пеленашку
В домашних условиях можно сделать и пеленашку. Мастер-класс нам показала сотрудница музея «Кижи» Кристина Салахова.
Для пеленашки нам потребуются:
— длинный и узкий отрез ткани (белый) — для основы куклы;
— кусочек ткани поменьше (голубой) — нижний платочек куклы;
— два одинаковых цветастых квадратных отреза — ими пеленаем;
— нитка белая тонкая и нитка красная потолще.
Скручиваем из длинного отреза ткани скруточку. Перевязываем ее красной (обережный цвет) ниткой по центру — в районе пупка будущей куклы. Нитку обязательно разместить крест-накрест, тогда обережности у пеленашки будет больше.
На скруточку аккуратно надеваем нижний платочек. Его перевязываем белой ниткой.
Сверху надеваем на куклу еще один платок, на этот раз цветастый. И снова перевязываем белой ниткой.
Наконец, оборачиваем нашу пеленашку оставшимся куском ткани, перевязываем красной, красивой нитью крест-накрест. Пеленашка готова.
Если наши инструкции не помогли и пеленашку собрать не получилась, на мастер-классе музея «Кижи» можно изучить процесс от и до. На тематической выставке в музее — 153 куклы из коллекции Татьяны Яшковой. У каждой куклы своя история и свое предназначение.